Механическая коробка передач, автоматическая или вариатор? У каждой трансмиссии есть свои преимущества и свои недостатки. В механической и в автоматической коробках передач основные элементы — это зубчатые колёса: их радиусы и количества зубьев определяют передаточное отношение, которое может принимать только конечное множество значений. В бесступенчатой трансмиссии — вариаторе (CVT, continuously variable transmission) — бесконечное множество значений передаточного отношения. Принцип работы вариатора основан на простой, но элегантной геометрической идее.
Простейший и наиболее наглядный вид вариатора — двухконусный. Он состоит из двух «противоположно направленных» конусов с параллельными осями, плотно охваченных ремнём. Положение ремня задаёт передаточное отношение и, соответственно, меняет крутящий момент.
Несложно проверить, что если оси прямых круговых конусов параллельны и неподвижны, то ремень, хоть и немного, но должен менять свою длину. В 1920-х годах популярной была усовершенствованная конструкция Уильяма Эванса: конусы располагались близко друг к другу и сжимали ремень, передающий вращение от ведущего конуса к ведомому. (Конусы при этом вращались в разные стороны.)
Более поздняя реализация этой идеи — ролик, перемещающийся по оси, параллельной образующим конусов.
В современных автомобилях используется более компактная конструкция вариатора с клиновым ремнём. Ведущее и ведомое звенья имеют параллельные оси, а каждое звено состоит из двух конических дисков, которые сдвигаются и раздвигаются вдоль оси. Углы конусов одинаковы у всех дисков (обычно делают около $140^{\circ}$), а передающий ремень имеет трапецевидное сечение и большую толщину, чтобы быть жёстким и не прогибаться. Такая конструкция позволяет согласованно менять расстояние между дисками на разных осях так, чтобы длина ремня всегда оставалась постоянной.
Меняя расстояние между дисками, можно получать разные передаточные отношения.
Простота геометрической идеи не означает простоту реализации на практике, приходится решать много инженерных задач. Ремень делают с насечками, чтобы он был толстым, но при этом гнулся, а в современных мощных механизмах вместо ремня обычно используется цепь. Но геометрическая суть от этого не меняется.