В самой популярной из легенд о происхождении шахмат рассказывается, что некогда в Древней Индии мудрец по имени Сесса придумал правила новой игры и преподнёс игру в дар царю Шераму.
Царь был очарован и предложил создателю игры самому выбрать награду. Тот скромно попросил у царя немного зерна: одно пшеничное зерно положить на 1-ю клетку доски, два — на 2-ю, четыре — на 3-ю и т.д. — на каждую следующую клетку в два раза больше, чем на предыдущую. «Скромная» просьба оказалась невыполнимой, понадобился бы урожай со всей Земли за тысячи лет…
В Европу как математическая задача легенда попала в XVII веке, когда Джон Валлис (математик, криптограф и один из создателей Лондонского Королевского общества) опубликовал перевод сочинения арабского историка ас-Сафада (XIV век).
В последующие века история про Сессу и Шерама распространилась по всей Европе. Даже Леонард Эйлер в книге «Elements of Algebra» приводит задачу о количестве пшеничных зерен (в английском переводе книги Эйлера условие задачи начинается так: One Sessa, an Indian, having first invented the game of chess…). В нашей стране имеется множество публикаций с пересказом этой истории, один из самых известных вариантов ‒ книга Якова Исидоровича Перельмана «Живая математика».
Wallis J. Opera mathematica. V. 1—3. — Oxford, 1693—1699.
Richter-Ushanas E. The Indus script and the Rig-Veda. — Delhi, 2001.
Перельман Я. И. Живая математика. — М., 1967.
Шахматы: энциклопедический словарь. — М., 1990. — C. 490.
Практическая бесконечность // Математическая составляющая / Ред.-сост. Н. Н. Андреев, С. П. Коновалов, Н. М. Панюнин. — Второе издание, расширенное и дополненное. — М. : Математические этюды, 2019. — Стр. 94—95, 328.