Карандашница

Украше­нием рабо­чего стола может стать вращающа­яся каран­даш­ница, в кото­рой отвер­стия под каран­даши про­свер­лены под одним и тем же углом. Встав­лен­ные каран­даши пред­став­ляют одно из двух семейств обра­зующих одно­по­лост­ного гипер­бо­ло­ида. При враще­нии каран­даш­ницы можно любо­ваться кра­си­вым раз­ноцвет­ным гипер­бо­ло­и­дом.

Кому-то может понра­виться кар­тинка, воз­ни­кающая при мед­лен­ном враще­нии, как в пред­став­лен­ном фильме, а кому-то — при быст­ром. Инте­ресно про­ве­сти и такой экс­пе­римент: вста­вить два про­ти­вопо­лож­ных каран­даша и сильно рас­кру­тить каран­даш­ницу. Будет казаться, что каран­даши изги­баются.

Коли­че­ство отвер­стий лучше делать под стан­дарт­ные наборы каран­дашей: 12, 18 или 24. А задумы­ва­лись ли вы, какие цвета тра­дици­онно вклю­чат в наборы и почему? Напри­мер, в большин­стве набо­ров можно уви­деть голу­бой и корич­не­вый. Быть может потому, что детям надо рисо­вать небо, а под доми­ком землю? Точ­ного ответа, как скла­ды­ва­лись тра­диции, мы не знаем и, возможно, тра­диции зави­сят от страны, вер­нее её языка.

Инте­рес­ное иссле­до­ва­ние про­вели линг­вист Пол Кей (Paul Kay) и антропо­лог Брент Бер­лин (Brent Berlin). Они изу­чали раз­лич­ные языки и смот­рели, сколько в языке базо­вых цве­тов: грубо говоря, спе­ци­аль­ных назва­ний, а не обра­зо­ван­ных от срав­не­ния с каким-то пред­ме­том. Ока­за­лось, что рас­пре­де­ле­ние цве­тов по язы­кам под­чи­ня­ется уни­вер­саль­ной иерар­хи­че­ской зако­номер­но­сти. Если в языке всего два базо­вых цвета (и такие языки бывают!), то это чёр­ный и белый. Если базо­вых цвета ровно три, то это чёр­ный, белый и, обя­за­тельно, крас­ный. В язы­ках с четырьмя цве­тами отпоч­ко­вы­ва­ется либо жёл­тый (от белого), либо зелё­ный (от чёр­ного), а в язы­ках с пятью цве­тами при­сут­ствуют назва­ния и для жёл­того, и для зелё­ного. Шестым воз­ни­кает синий цвет, седьмым — корич­не­вый. Затем в каком-то порядке появ­ляются фио­ле­то­вый, розо­вый, оран­же­вый и серый. Больше 11 базо­вых цве­тов в языке не бывает, всё осталь­ное — оттенки.