Nice construction

Karl Gustav Jacob Jacobi lived in the first half of the XIX'th century. For his scientific research he developed a class of orthogonal polynomials, that were later named after him. Given some fixed values of the parameters $\alpha$ and $\beta$ (greater than $-1$) the Jacobi polynomial $P_{k}^{(\alpha, \beta)}$ is of degree $k$ and has thesame number of zeros lying in the segment $[-1,1]$.

The notion of orthogonality (i.e. perpendicularity) came from geometry to otherbranches of mathematics. If two vectors are perpendicular, their scalar productequals zero. By analogy two polynomials are called orthogonal if their scalarproduct equals zero. In this case by the scalar product we mean the integral overthe segment $[-1,1]$ of the product of two polynomials multiplied by a specialfunction that called weight.

Classes of orthogonal polynomials play a great role both in pure and appliedmathematics. Functions that arise during research, properties of which you need tostudy, can be approximated with linear combinations of concerned polynomials. Thus,one may deduce properties of the approximation which is often much easier.

The study of orthogonal polynomials and their properties is a large and interestingbranch of mathematics with great and important applications.

As it often happens in science, a nice construction can be useful in many questions.It turned out that the Jacobi polynomials, or being precise their zeros, gavesolution to a problem that appeared much later that they were invented.

Consider two electric charges of positive quantity q and p fixed along the edgesof the segment $[-1,1]$ and $k$ unit charges randomly placed inside. Unit charges areallowed to move, but not to leave the segment. As all the charges are positive, theytry their best to run away one from another as far as possible. How will they bearranged to minimize potential energy of the system? The problem is to find such aconstruction when all the forces are balanced.

Lets consider first some particular cases.

Let the left fixed charge be of quantity 3, and the right of quantity 5. Lets placerandomly three unit charges that can move freely inside the segment and watch themfor a while. When they stop moving, we draw the graph of the Jacobi polynomial $P_{3}^{(9, 5)}$ onthe same segment. It turns out that the charges stopped exactly inthe zeros of this polynomial!

Lets experiment once again. Fix charges of quantity 3 and 2 on the left and the rightedge respectively. We place four unit charges and watch the system. When the stopmoving they will be exactly in the same positions where the zeros of the Jacobipolynomial $P_{4}^{(3, 5)}$ are.

This effect holds in general too. Given electric charges of positive quantity q and p fixed at points -1 and 1 respectively and $k$ unit charges between them, theminimum of potential energy is reached when the «internal» charges are placed in the zeros of the Jacobi polynomial $P_{k}^{(2p-1, 2q-1)}$.

That is how once invented class of orthogonal polynomials appeared while solving aproblem from a completely different scientific area. The Jacobi polynomials also showtheir hidden properties in many other problems as any other «nice construction».

References:

G. Sege. Orthogonal polynomials. — M.: Fizmatlit, 1962.

Хорошая конструкция

Карл Густав Якоби жил в пер­вой поло­вине XIX века. Для своих есте­ствен­но­на­уч­ных иссле­до­ва­ний он раз­ра­бо­тал систему ортого­наль­ных много­чле­нов, кото­рые потом полу­чили его имя. При задан­ных зна­че­ниях парамет­ров $\alpha$ и $\beta$ (больших чем $-1$) много­член Якоби $P_{k}^{(\alpha, \beta)}$ явля­ется много­чле­ном степени $k$ и имеет столько же нулей на отрезке $[-1,1]$.

Поня­тие ортого­наль­но­сти, т.е. перпен­ди­ку­ляр­но­сти, пере­ко­че­вало из геомет­рии и в другие обла­сти матема­тики. Если два век­тора перпен­ди­ку­лярны, то их ска­ляр­ное про­из­ве­де­ние равно нулю. По ана­логии, два много­члена назы­ваются ортого­наль­ными, если их ска­ляр­ное про­из­ве­де­ние равно нулю. Только в нашем слу­чае под ска­ляр­ным про­из­ве­де­нием понима­ется интеграл по отрезку $[-1,1]$ от про­из­ве­де­ния рас­смат­ри­ва­емых много­чле­нов, умножен­ного на спе­ци­аль­ную функцию, назы­ва­емую весом.

Системы ортого­наль­ных много­чле­нов играют большую роль в самой матема­тике и в при­клад­ных вопро­сах. Воз­ни­кающие в процессе иссле­до­ва­ния функции, свойства кото­рых необ­хо­димо изу­чить, можно с той или иной степе­нью точ­но­сти при­бли­зить линей­ной ком­би­нацией рас­смат­ри­ва­емых ортого­наль­ных много­чле­нов. Далее можно изу­чать уже пове­де­ние не самой функции, а при­ближающей кон­струкции, что зача­стую суще­ственно проще и удоб­нее.

Изу­че­ние ортого­наль­ных много­чле­нов и их свойств — это большой и инте­рес­ный раз­дел матема­тики, имеющий и важ­ное при­клад­ное зна­че­ние.

Как это зача­стую бывает в науке, некогда выдуман­ная хорошая кон­струкция нахо­дит инте­рес­ные при­ме­не­ния в раз­лич­ных вопро­сах. Так и много­члены Якоби, а точ­нее, их нули, ока­за­лись реше­нием важ­ной задачи, воз­никшей суще­ственно позд­нее, нежели были вве­дены сами рас­смат­ри­ва­емые много­члены.

Пусть на кон­цах отрезка $[-1,1]$ закреп­лены положи­тель­ные заряды вели­чины $q$ и $p$. Внутри отрезка слу­чай­ным обра­зом поме­стили $k$ еди­нич­ных заря­дов, кото­рые могут сво­бодно перемещаться по нему, но поки­дать отре­зок им запрещено. Так как заряды оди­на­ко­вого знака, то они ста­раются раз­бежаться как можно дальше друг от друга. Как рас­по­ложатся заряды, пыта­ясь мини­ми­зи­ро­вать потенци­аль­ную энергию системы? В нахож­де­нии оптималь­ного рас­по­ложе­ния, когда силы, действующие на каж­дый заряд справа и слева, равны, и состоит задача.

Для зна­ком­ства с зада­чей рас­смот­рим част­ные слу­чаи.

Пусть на левом конце отрезка закреп­лен заряд, рав­ный 3, а на пра­вом — рав­ный 5. Поста­вим в про­из­воль­ные точки три еди­нич­ных заряда, имеющих возмож­ность сво­бодно перемещаться по отрезку, и посмот­рим на пове­де­ние системы. Когда движе­ние оста­но­вится, нари­суем на том же отрезке график много­члена Якоби $P_{3}^{(9, 5)}$. Ока­зы­ва­ется, что заряды оста­но­ви­лись в нулях этого много­члена!

Давайте проэкс­пе­ремен­ти­руем ещё раз. Зафик­си­руем на левом конце заряд, рав­ный 3, а на пра­вом — рав­ный 2. Поме­стим внутри отрезка четыре еди­нич­ных заряда и пона­блю­даем за системой. Когда заряды пере­ста­нут двигаться, они окажутся в нулях много­члена Якоби $P_{4}^{(3, 5)}$.

В общем слу­чае наблю­да­емая зави­симость тоже верна. Если на левом конце отрезка $[-1,1]$ нахо­дится заряд, рав­ный $q$, а на пра­вом — рав­ный $p$, между ними нахо­дятся $k$ еди­нич­ных заря­дов, то минимум потенци­аль­ной энергии такой системы будет достигаться, если «внут­рен­ние» заряды будут рас­по­ложены в  нулях много­члена Якоби $P_{k}^{(2p-1, 2q-1)}$.

Вот так некогда при­думан­ная система ортого­наль­ных много­чле­нов Якоби воз­никла при реше­нии задачи из совершенно дру­гой есте­ственно-науч­ной обла­сти. А также про­яв­ляет свои свойства и во многих других зада­чах, как и любая «хорошая кон­струкция».

Лите­ра­тура

Сегё Г. Ортого­наль­ные много­члены. — М. : Физмат­лит, 1962.

Другие этюды раздела «Наилучшее расположение точек»