Lipkin linkage

Since James Watt invented the steam engine there was a problem of transforming rotary motion of one hinge into perfect straight-line motion of another. Thus, a straight-line mechanism.

During a long time scientists and engineers couldn't solve this problem, were constructing approximate solutions drawing not perfect straight lines. And only beautiful mathematics helped finally to solve this problem.

Let's recall that plane circle inversion is a bijective mapping of the inner part of the circle (except a single point, the center) onto the outer part. The image of the point $A$ is the point $A’$ lying on the ray starting at the center and passing through $A$. Its position is determined by the equality $OA \cdot OA'=R^2$. Inversion helps to solve many interesting problems in geometry. As we'll se, it helps not only in theoretical questions.

Consider a linkage with one fixed red hinge. The ends of two equal edges are attached to a hinged rhomb.

This mechanism implements inversion with respect to a circle centered in the fixed hinge and radius depending on the edge lengths.

Let's see using our mechanism what properties inversion has.

From the definition of inversion it is clear that the image of a segment of a line passing through the center is mapped again to a segment lying on the same line.

The image of a segment of a line not passing through the center is an arc of a circle, passing through the center of inversion.

A circle not passing through the center of inversion and not intersecting the inversion circle maps again to a circle.

Inversion changes orientation. Similar transformations in mathematics are called anti-conformal (conformal are those that preserve both angles and their orientation).

An arc of a circe passing through the center of inversion maps to… a strict straight-line segment!

Exactly this property has been used to construct the straight-line linkage. Add a fixed hinge in the center of the circle and an edge of radius length so that the leading hinge follows the circular path. Thus, the driven hinge will always follow a straight-line segment. This kind of mechanisms are often called inversors.

In 1864 in a private letter an engineer of the French army Charles Nicolas Peauncellier (1823-1913) announced his construction of an inversor. However, he didn't mention any details. In 1868 a student of P. L. Tchebyshev, Lipman Lipkin (1846-1876), invents an inversor. His detailed paper was published in 1870 and only in 1873 Peauncellier publishes his one describing exactly the same mechanisms and citing Lipkin.

Afterwards, there were other linkages constructed based on other mathematical ideas. However, the inversor is notable for its beauty, good mechanical properties and is widely used in techniques.

Прямило Липкина

Со времён изоб­ре­те­ния Джейм­сом Уат­том паро­вой машины сто­яла задача постро­е­ния шар­нир­ного меха­низма, пере­во­дящего движе­ние одного шар­нира по окруж­но­сти в движе­ние другого шар­нира по прямой, т.е. спрям­ляющего меха­низма, или прямила.

Долгое время учё­ные и инже­неры не могли решить эту задачу, стро­или при­ближён­ные прямила, где ведомый шар­нир ходил не строго по прямой, но рядом, не очень далеко уда­ля­ясь от неё. А окон­ча­тельно решить задачу созда­ния прямила помогла кра­си­вая матема­тика.

Напом­ним, что инвер­сией на плос­ко­сти отно­си­тельно окруж­но­сти назы­ва­ется вза­имно одно­знач­ное отоб­раже­ние внут­рен­но­сти окруж­но­сти (за исклю­че­нием одной точки — цен­тра) на всю внеш­ность окруж­но­сти. Обра­зом точки $A$ явля­ется точка $A'$, лежащая на луче, выхо­дящем из цен­тра окруж­но­сти и про­хо­дящем через точку $A$. Рас­по­ложе­ние на луче опре­де­ля­ется равен­ством $OA \cdot OA'=R^2$. С помощью инвер­сии в геомет­рии реша­ется много инте­рес­ных задач. Как мы уви­дим, пре­об­ра­зо­ва­ние инвер­сии поз­во­ляет решать не только тео­ре­ти­че­ские задачи.

Рас­смот­рим шар­нир­ный меха­низм с одним закреп­лён­ным крас­ным шар­ни­ром. К кон­цам двух длин­ных зве­ньев, имеющих оди­на­ко­вую длину, при­креп­лён шар­нир­ный ромб.

Этот меха­низм реа­ли­зует инвер­сию отно­си­тельно окруж­но­сти с цен­тром в закреп­лён­ном шар­нире и ради­у­сом, зави­сящим от длины зве­ньев меха­низма.

С помощью нашего меха­низма посмот­рим, какими свойствами обла­дает отоб­раже­ние инвер­сии.

Из самого опре­де­ле­ния инвер­сии понятно, что обра­зом отрезка, лежащего на прямой, про­хо­дящей через центр инвер­сии, явля­ется отре­зок, снова лежащий на этой же прямой.

Обра­зом отрезка, лежащего на прямой, не про­хо­дящей через центр инвер­сии, явля­ется дуга окруж­но­сти, про­хо­дящей через центр инвер­сии.

Окруж­ность, не про­хо­дящая через центр инвер­сии и не пере­се­кающа­яся с окруж­но­стью инвер­сии, пере­во­дится меха­низмом снова в окруж­ность.

Инвер­сия сохра­няет углы между кри­выми, однако меняет их ори­ен­тацию. Такие пре­об­ра­зо­ва­ния в матема­тике назы­ваются анти­конформ­ными (конформ­ные — те, кото­рые сохра­няют и углы, и их ори­ен­тацию).

Дуга окруж­но­сти, про­хо­дящей через центр инвер­сии, отоб­ража­ется… в точно прямо­ли­ней­ный отре­зок!

Именно это свойство и было исполь­зо­вано для постро­е­ния пер­вого в исто­рии точ­ного прямила. Для того чтобы ведущий шар­нир ходил строго по окруж­но­сти, про­хо­дящей через центр инвер­сии, доба­вим непо­движ­ный шар­нир в центр окруж­но­сти и звено, по длине рав­ное ради­усу. Тем самым ведомый шар­нир все­гда будет ходить по прямо­ли­ней­ному участку. Ввиду того, что дан­ный тип прямил исполь­зует свойства инвер­сии, их часто назы­вают инвер­со­рами.

О постро­е­нии инвер­сора в 1864 году в част­ном письме сообщил офицер инже­нер­ного корпуса фран­цуз­ской армии Посе­лье (Charles Nicolas Peaucellier, 1823—1913). Однако он не ука­зал ника­ких подроб­но­стей постро­е­ния меха­низма. В 1868 году сту­дент П. Л. Чебышева Липман Лип­кин (1846—1876) изоб­рёл инвер­сор. Его подроб­ная ста­тья вышла в 1870 году, и лишь в 1873 году появи­лась ста­тья Посе­лье с опи­са­нием такого же прямила и со ссыл­кой на работу Лип­кина.

Впо­след­ствии были постро­ены прямила, осно­вы­вающи­еся и на других матема­ти­че­ских идеях. Однако инвер­сор отли­ча­ется кра­со­той, хорошими меха­ни­че­скими свойствами и нашёл много при­ме­не­ний в тех­нике.

Другие этюды раздела «Шарнирные механизмы»