Shukhov Tower

Russian indus­trial and art exhi­bi­tion, which was held in Nizhny Novgorod in 1896, has become the largest exhi­bi­tion in Czarist Russia. It was a demon­stra­tion of scien­tific and tech­no­logic progress in Russia of that time, and also a triumph of the Great Russian engi­neer Vladimir Shukhov.

Vladimir Shukhov was born on 16 (28) th of August in 1853. In 1876 Shukhov grad­u­ates from the Imperor Moscow tech­nical college (now MSTU of Bauman) with flying colours and receives a diploma of an engi­neer-mechanic. Great Russian math­e­mati­cian Paph­nutiy Chebi­shev offers a young man an intern­ship in math­e­matics and mechanics, but Schukhov chooses a career of an engi­neer. He goes to Philadel­phia for a World exhi­bi­tion to study the last world tech­nical achieve­ments and starts his engi­neering career when returning to Russia. However, he continues his acad­emic work-he solves prac­tical tasks on the basis of profound acad­emic research. In 1929 V. Shukhov was chosen as an honorary member of the Science Academy of USSR.

His inven­tions include equip­ment for recy­cling and keeping oil, the first petro­leum pipelines, projec­tion and building of  oil-tanker ships, a nozzle for burning fuel oil, indus­trial real­iza­tion of  termic cracking, heating pots of a conve­nient construc­tion, projec­tion and building of railway bridges, archi­tec­tural net costruc­tions and closures of different types. Сover­ings and loading docks of Shukhov cover Pushkin (Tsve­taeva) Museum of fine art, GUM, Petrov passage, Belorusskiy railway station, Kievskiy railway station, Bakhmetievskiy garage, as well as indus­trial objects of  Perm, Chelyabinsk, Magni­to­gorsk and many other cities of Siberia and Ural. Hovewer, this engi­neer is famous to most of us for his another creation-the tower on Shabolovka.

The covering of central exhi­bi­tion halls on the exhi­bi­tion in Nizhny Novgorod in 1896 was projected by Shukhov. In front of the major exhi­bi­tion hall there was a elegant water tower 25, 6 metres high. Its can, which could contain 144 thou­sands of liters, provided all the terri­tory of the exhi­bi­tion with water. On the can there was an obser­va­tion point, where one could climb up a circular ladder inside the tower. The first building like this was constructed by Shukhov in a yard of an office in Bari, where he worked, still the era of hyper­boloid construc­tions starts from this second tower, repre­sented at the exhi­bi­tion. The tower was very beau­tiful, and after the exhi­bi­tion a rich land­lord Nechaev-Maltsev bought it and settled it in his estate Poli­bino near Lipetsk. The tower still stands there now.

A priv­i­lege (in modern terms-a patent) for a chis­elled tower in a shape of  a hyper­boloid was claimed also in 1896.

Привилегiя, выданная 12 Марта 1899 года.

Описанiе ажурной башни.
Къ привилегiи инженеръ-механика В. Шухова, въ Москвѣ, заявленной 11 Января 1896 года.

Сѣтчатая поверхность, образующая башню предлагаемаго устройства, состоитъ изъ прямыхъ деревянныхъ брусьевъ, желѣзныхъ трубъ и уголковъ, опирающихся на два кольца, одно изъ коихъ вверху, другое внизу башни; в мѣстахъ пересѣченiя — брусья, трубы и уголки скрѣпляются между собою. Составленная такимъ образомъ сѣтка образуетъ гиперболоидъ вращенiя, по поверхности котораго проходитъ рядъ горизонтальныхъ колецъ. Устроенная такимъ способомъ башня представляетъ собою прочную конструкцiю, противодѣйствующую внѣшнимъ усилiямъ при значительно меньшей затратѣ матерiала. Главное примѣненiе такой конструкцiи предвидится для водонапорныхъ башенъ и маяковъ.

Предметъ привилегiи.

Ажурная башня, характеризующаяся тѣмъ, что остовъ ея состоитъ изъ пересѣкающихся между собою прямолинейныхъ деревянныхъ брусьевъ, или желѣзныхъ трубъ, или угольниковъ, расположенныхъ по производящимъ тѣла вращенiя, форму котораго имѣетъ башня, склепываемыхъ между собою въ точкахъ пересѣченiя и кромѣ того соединенныхъ горизонтальными кольцами.

Shukhov projected hundreds of  hyper­boloid (“chis­eled”) water towers, they were constructed in different parts of Russia. Note that every tower had its unique partic­u­lar­i­ties — both rele­vant tech­nical and artis­tic—as a real engi­neer, Vladimir under­stood that a tower must both fit in the archi­tec­tural face of a city and make it more beau­tiful.

Big and a small light­houses of a hyper­boloid construc­tion are still preserved near Herson. One more unique hyper­boloid construc­tion of  Shukhov are four bases 128 metres high for passing an elec­tricity trans­mis­sion line of State Region Elec­tricity Station of Nizhny Novgorod across the Oka near Nizhny Novgorod. Hyper­boloid construc­tions were even used as pillars of ships.

However, the most famous Shukhov’s construc­tion is the tower on Shabolovka. The history of its construc­tion starts from the state­ment of  Workers’ and Peas­ants’ Defence Council in 1919 about the neces­sity of constructing a radio­sta­tion in Moscow.

State­ment of Workers’ and Peas­ants’ Defence Council.

1. To ensure a reli­able and perma­nent connec­tion of the Republic centre with Euro­pean states and outskirts of the Republic, the National Commis­sariat of Posts and Telegraphs is highly urgently ordered to construct a radio­sta­tion in Moscow. It must be is equipped with  devices and machines , which are the most exquisite and have a power, which is enough to execute the given task.
2. All state orga­ni­za­tions and insti­tu­tions are suggested to collab­o­rate in a proac­tive way with National Commis­sariat of Posts and Telegraphs, in order to provide all the neces­sary mate­rials, railway, water and horse-drawn trans­port and to attract qual­i­fied and non-qual­i­fied workers to this job, providing them with food and shelter.
3. The workers, respon­sible for construc­tion of  the radio­sta­tion, should be consid­ered drafted on their work­place and there­fore not liable for mili­tary conscrip­tion/regard­less of age/until the radio­sta­tion is finished.
4. All qual­i­fied and non-qual­i­fied workers, who work on construc­tion of the radio­sta­tion, should be given food ration of the Red Army, until сonstruc­tion of the radio­sta­tion finishes.
5. To control on fulfilling this task in short time and to ensure that the work is done prop­erly, a special commis­sion, includin workers of Commis­sariat of Posts and Telegraphs, repre­sen­ta­tives of Higher Council of National Economy State Control and from Radio-Section of Prole­tarian Council of National inter­com­mu­ni­ca­tion- should be estab­lished, by order of Commis­sariat of Posts and Telegraphs; members of the commis­sion should be enti­tled to a special premium within norms, provided by regu­la­tions of  Commu­nity of Inde­pen­dent States about part-time work.

Сhair of  Defence Council V. Ulianov/Lenin /
Moscow, Kremlin
30 July 1919.

Vladimir Shukhov devel­oped a project of a hyper­boloid tower 350 metres high. Being 50 metres higher than the Eiffel tower, a construc­tion of a Russian engi­neer makes a building more stable and four times lighter. However, as the country faced an acute shortage of iron after revo­lu­tion, they couldn’t find a quan­tity of iron, which was neces­sary for building a tower.

Shukhov develops a new project of Shabolov (the area of construc­tion was called in this way) radiotower with calcu­la­tion for 150-metres high.

In Moscow of 1919 there was infla­tion, hunger, lack of metal, never­the­less, prepa­ra­tion for building a tower continues, though with forced pauses.

During all his produc­tive life Vladimir took notes in large-format copy­books, and the first note, which was related namely to constructing a tower, claimed : “Assembly of a ring of a tower on the basis is started on the 14th of March, 1920”.

Apart from devel­oping namely the construc­tion of a tower, Vladimir makes up a unique method of construc­tion. There were no cranes of the neces­sary height at that time, and build­ings were usually constructed in forests. But according the tele­scopic method of Shukhov, even forests were not required!

All sections of the tower were assem­bled on the ground. At first the first section was assem­bled, and then there was the second section was assem­bled inside of it. On the top of the first section and the lower part of the second the blocks , which were joined by a system of wire-ropes, were settled. In order to prepare for construc­tion of the third section, upper blocks were settled on the second section, when it was on the ground. It lower part was pulled down-in order to make it pass through upper neck of the higher section, which was equal to it.

“Raising of the second section was started on 16 April 1921. On 18th it was raised for 8 metres, on 19th-for 16 metres, on 20th-for 24 metres. On 21th it was raised for a half-meter during the day. The section was estab­lished on 21st of April 1921 at 7 p.m.” – this is a note from Shukhov’s diary.

The general idea, which was applied to first two sections, -after output of the upper section a strainer was released above the lower section, and fastening of rafters began-chan­nels that form a hyper­boloid of the upper section, were joined by bolts with corre­spon­dent chan­nels that form the lower section.

The third section was raised according to the same scheme. However an emer­gency happened during the rise of the fourth section. From V. Shukhov’s diary: “29th June of 1921. The third section has broken during the rise of the fourth section. The fourth section has fallen down and has caused damage to the second and the first section at seven p.m.”

A unique photo of  a tower after the emer­gency has been preserved in one of the villages of Goro­hovets area in the region of Vladimir. The case is that most high riggers that built the tower were from that area. The photo was found by a writer-area studies specialist/local history expert from Goro­hovets city-Nikolai Andreev.

The meet­ings of the commis­sion, which were inevitable after that event, have been started. Though the result of the analysis was a conclu­sion that a construc­tion was flaw­less, and it was poor- quality metal of the third section that hasn’t resisted, Shukhov was sentenced to a condi­tional shooting. Сhoosing and searching for mate­rial for constructing a tower starts again. When the works have been restarted, it was decided to build sections on earth at the same time-one in another, in order to save time.

One can see on the photo, made by V. Shukhov, that inside first two reno­vated sections the third, the fourth and the fifth sections are banded together at the same time.

On 24 October 1921 every­thing was ready on the tower for rising the third section.

From the Shukhov’s diary of 1921:

27th of October. Raising of the third section has been started. There is a cold wind. The work goes smoothly. A hexagon works very well now.

28th of October. The rise continues. The section is raised on the half of the second floor.

29th of October. The raising has finished. Fixing has begun after lunch. Addi­tional raising for 2 and 3 inches. Danger­ously big efforts are required while raising one stand of six.
One stand demanded down­ward move­ment, and tension of one ring was approx­i­mately equal to zero. Measures are to be taken to prevent such defor­ma­tions in the future.
Rising of the section is also nonuni­form. The indi­ca­tors are not exact enough.
One has to take measures to avoid such defor­ma­tions in future. Workers and masters are afraid of minor noise Sections are to be remade with according to accu­racy of their adjoining,
and they stand only on three points, not on six.
For the wind there remains only a riveting during drilling out holes.

30th of  October. Wooden adjust­ments have been disman­tled.

4th of  November. Stands in the third section have been settled. Outer and inner stands are fixed to rings. Bolts have been deliv­ered. The fourth section has been assem­bled-there are 20 stands.

18th of  November. The fourth section is almost finished. I have been on a tower.

24, 25th of  November. I have been on the  tower. The upper stands have been settled, and the section is ready for raising.

28th November. I have been on the tower. In the evening the lower part was loaded and raised for 6 inches.

29th of  November. The raising of the section has been started. It is cold on the tower. It is 8, 6 F.

30th of November. The raising continues. In the evening the section is raised up to 40 metres.

1st of December. The section as been raised to the top. The section сomes out of the sixth ring. At 12 the section has taken its place. At 2 high riggers (12 people) rose, for fixing it. It’s 10, 4 F.

3rd December. During the works they continue to fix the fourth section.

24th December. The fifth section is ready for a rise.

26th December. Start of raising the fifth section. […] A test to raise with three stands instead of six.

27th of December. The fifth section is raised on the half of the height.

28th December. The fifth section has gone over the fourth for 10 metres.

29 December. Raising of the fifth section is stopped for a while because of severe snow and wind […]
Fixing of a ring of the first/second section, where one needs to lay 4 rivets of 5/8 inches.

30th December. At 2 o’clock the fifth section took its place. At 4 high-riggers fixed 6 stands.

31st December. Estab­lishing the fifth section.

On the 3rd of January works on construc­tion of the tower are already continued. On the 10th of December adjust­ment of the sixth section starts.

From Shukhov’s diary of 1922:

7th of February. At 3.30 p.m. the sixth section was raised to the 4th, going through three sections in 10 working hours. We raise 12 feet in 12 minutes, tugging of a rope takes 18 minutes. We under­stand that the time is lost. We need to take into consid­er­a­tion that 1 foot of rising takes 3 minutes.

8th of February. We have raised up the half of the sixth section at 3 o’clock.

9th of February. In the morning the sixth section has been estab­lished. The weather is calm, 17,6 F. By 4 p.m. 8 stands are fixed. The tower is beau­tiful, but the fifth section has rare net.

10th of February. All 24 stands of the sixth section are estab­lished.

14th of February. A ring of the sixth section is fixed, and, in fact, the tower is finished. Estab­lishing of the top has been started, and we plan to finish the work in 10 days.
The work on polishing and estab­lishing of two lower sections has lasted for five months. 2,5 years have passed from the day of signing the contract with Elec­tro­con­nec­tion on building the tower. All the work has lasted for 2 years.

21st of February. The upper house is raised, and rising of a wooden mast has started. A draft of a flag is given.

22nd of February. The upper mast is raised and building of  cross-arms has been started.

23th of February. One cross-arm is raised, with pulling. Raising of the second cross-arm has started.

28th of February. The building of the tower has finished, and a mast is fixed.

14th of March. The first meeting of the commis­sion on  accep­tance of the tower by National Commis­sariat of Posts and Telegraphs.

21th of March. An act of  handing over a tower. There are arti­cles in news­pa­pers “Izvestiya” and “Rabochaya Moskva”.

According to the photo of the tower, made by Vladimir, one can judge, how the region of Moscow, where the tower stayed, looked like at that time. The most famous Two photos of Shukhov tower on Shabolovka, made in 1929, belong to a classic of Sovi­etic construc­tivism in photog­raphy-Alexander Rodchenko.

On 19 March 1922 a trans­mis­sion unit of  Shabolov radio­sta­tion was tested, and in September 1922 the first radio­pro­gramme from Shabolovka was launched-a concert of Russian music.

A super­struc­ture of the tower has changed many times for tech­nical needs of radio­sta­tions. Several rings, which draw together sections, were finally added to the tower.

In 1939 the tower acquired an ability to broad­cast TV signal and has become a symbol of  Soviet TV for many years.

In the end of  XX century and in our days several big hyper­boloid construc­tions were built in different coun­tries. Famous foreign archi­tects, which have devel­oped them, admit a great contri­bu­tion that great Russian engi­neer Vladimir Shukhov made in devel­oping such construc­tions.

Other etudes in “Quadratic surfaces”

Ажурная башня

Все­рос­сий­ская промыш­лен­ная и художе­ствен­ная выставка, про­хо­дившая в Ниж­нем Новго­роде в 1896 году, стала круп­нейшей доре­во­люци­он­ной выстав­кой в Рос­сии. Она яви­лась демон­страцией научно-тех­ни­че­ского прогресса Рос­сии того времени, а также три­умфом вели­кого рос­сийского инже­нера Вла­ди­мира Григо­рье­вича Шухова.

Вла­ди­мир Григо­рье­вич Шухов родился 16 (28) авгу­ста 1853 года. В 1876 году Шухов с отли­чием окан­чи­вает Импе­ра­тор­ское мос­ков­ское тех­ни­че­ское учи­лище (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) и полу­чает диплом инже­нера-меха­ника. Вели­кий рос­сийский матема­тик Паф­ну­тий Льво­вич Чебышев пред­лагает моло­дому чело­веку стажи­ро­ваться у него в матема­тике и меха­нике, но Шухов выби­рает путь инже­нера. Он уезжает в Фила­дельфию на Все­мир­ную выставку для изу­че­ния послед­них миро­вых тех­ни­че­ских достиже­ний, а по воз­враще­нии в Рос­сию начи­нает свою инже­нер­ную дея­тель­ность. Но с нау­кой не поры­вает — прак­ти­че­ские задачи он решает на основе глу­бо­ких науч­ных изыс­ка­ний, и в 1929 году В.Г. Шухова изби­рают почет­ным чле­ном Ака­демии наук СССР.

Среди его изоб­ре­те­ний уста­новки для пере­ра­ботки и хра­не­ния нефти, пер­вые неф­тепро­воды, про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тельство неф­те­на­лив­ных судов, фор­сунка для горе­ния мазута, промыш­лен­ная реа­ли­за­ция терми­че­ского кре­кинга, паро­вые котлы удоб­ной кон­струкции, раз­ра­ботка и постройка желез­но­до­рож­ных мостов, архи­тек­тур­ных сет­ча­тых кон­струкций и пере­крытий раз­ных типов. Именно пере­крытия и дебар­ка­деры Шухова вен­чают Пуш­кин­ский (Цве­та­ев­ский) музей изоб­ра­зи­тель­ных искусств, ГУМ, Пет­ров­ский пас­саж, Бело­рус­ский вок­зал, Киев­ский вок­зал, Бахме­тьев­ский гараж, а также промыш­лен­ные объекты Перми, Челя­бин­ска, Маг­ни­тогор­ска и многих других горо­дов Сибири и Урала. Но большин­ству из нас этот инже­нер изве­стен по другому сво­ему тво­ре­нию — башне на Шабо­ловке.

На Нижего­род­ской выставке 1896 года пере­крытие цен­траль­ных пави­льо­нов было спро­ек­ти­ро­вано Шухо­вым. А перед глав­ным пави­льо­ном кра­со­ва­лась изящ­ная водо­напор­ная башня высо­той 25,6 метра. Её бак вме­стимо­стью 144 тысячи лит­ров снабжал водой всю тер­ри­то­рию выставки. На баке нахо­ди­лась площадка для обо­зре­ния, на кото­рую можно было под­няться по вин­то­вой лест­нице внутри башни. Пер­вое подоб­ное сооруже­ние было уста­нов­лено Шухо­вым во дворе кон­торы Бари, где он рабо­тал, но именно с этой вто­рой башни, пред­став­лен­ной на выставке, начи­на­ется эра гипер­бо­ло­ид­ных сооруже­ний. Башня была очень кра­сива, и после выставки её купил бога­тый помещик Нечаев-Мальцев, кото­рый уста­но­вил её в своём поме­стье Поли­бино под Липец­ком. Башня стоит там и сегодня.

При­ви­легия (в современ­ных терми­нах — патент) на ажур­ную башню в виде гипер­бо­ло­ида была заяв­лена в том же 1896 году.

При­ви­легiя, выдан­ная 12 Марта 1899 года.

Опи­санiе ажур­ной башни.
Къ при­ви­легiи инже­неръ-меха­ника В. Шухова, въ Москвѣ, заяв­лен­ной 11 Января 1896 года.

Сѣт­ча­тая поверх­ность, обра­зующая башню пред­лага­е­маго устройства, состо­итъ изъ прямыхъ дере­вян­ныхъ брусьевъ, желѣз­ныхъ трубъ и угол­ковъ, опи­рающихся на два кольца, одно изъ коихъ вверху, другое внизу башни; в мѣстахъ пересѣ­ченiя — бру­сья, трубы и уголки скрѣп­ляются между собою. Состав­лен­ная такимъ обра­зомъ сѣтка обра­зу­етъ гипер­бо­ло­идъ вращенiя, по поверх­но­сти кото­раго про­хо­дитъ рядъ гори­зон­таль­ныхъ колецъ. Устро­ен­ная такимъ спо­со­бомъ башня пред­став­ля­етъ собою проч­ную кон­струкцiю, про­ти­водѣйствующую внѣш­нимъ уси­лiямъ при зна­чи­тельно меньшей затратѣ матерiала. Глав­ное при­мѣ­ненiе такой кон­струкцiи пред­ви­дится для водо­напор­ныхъ башенъ и мая­ковъ.

Пред­метъ при­ви­легiи.

Ажур­ная башня, харак­те­ри­зующа­яся тѣмъ, что остовъ ея состо­итъ изъ пересѣ­кающихся между собою прямо­ли­ней­ныхъ дере­вян­ныхъ брусьевъ, или желѣз­ныхъ трубъ, или уголь­ни­ковъ, рас­по­ложен­ныхъ по про­из­во­дящимъ тѣла вращенiя, форму кото­раго имѣетъ башня, склепы­ва­емыхъ между собою въ точ­кахъ пересѣ­ченiя и кромѣ того соеди­нен­ныхъ гори­зон­таль­ными коль­цами.

Гипер­бо­ло­ид­ных — «ажур­ных» — водо­напор­ных башен Шухов спро­ек­ти­ро­вал сотни, они были воз­ве­дены в раз­ных угол­ках Рос­сии. При этом каж­дая башня имела свои инди­ви­ду­аль­ные отли­чия — как необ­хо­димые тех­ни­че­ские, так и художе­ствен­ные — будучи насто­ящим инже­не­ром, Вла­ди­мир Георги­е­вич понимал, что башня должна не только впи­сы­ваться в архи­тек­тур­ный облик города, но и украшать его.

Под Хер­со­ном до сих пор сохра­ни­лись большой и малый маяки гипер­бо­ло­ид­ной кон­струкции. Ещё одно уни­каль­ное гипер­бо­ло­ид­ное сооруже­ние Шухова — четыре опоры высо­той 128 мет­ров для пере­хода линии элек­тропе­ре­дач НИГРЭС через Оку под Ниж­ним Новго­ро­дом. Гипер­бо­ло­ид­ные кон­струкции про­бо­вали исполь­зо­вать даже в каче­стве мачт кораб­лей.

Но самым извест­ным сооруже­нием Вла­ди­мира Григо­рье­вича Шухова явля­ется башня на Шабо­ловке. Исто­рия её постройки начи­на­ется с поста­нов­ле­ния Совета РКО 1919 года о необ­хо­димо­сти уста­новки радио­станции в Москве.

Поста­нов­ле­ние Совета Рабоче-Кре­стьян­ской Обо­роны.

1. Для обезпе­че­ния надеж­ной и посто­ян­ной связи цен­тра Рес­пуб­лики с запад­ными госу­дар­ствами и окра­и­нами Рес­пуб­лики пору­ча­ется Народ­ному Комис­са­ри­ату Почт и Телеграфов уста­но­вить в чрез­вы­чайно сроч­ном порядке в г. Москве радио­станцию, обо­ру­до­ван­ную при­бо­рами и маши­нами наи­бо­лее совершен­ными и обла­дающими мощ­но­стью, доста­точ­ной для выпол­не­ния ука­зан­ной задачи.
2. Всем госу­дар­ствен­ным учре­жде­ниям и орга­ни­за­циям пред­лага­ется ока­зы­вать Народ­ному Комис­са­ри­ату Почт и Телеграфов в выпол­не­нии этой задачи самое дея­тель­ное и энергич­ное содействие по части снабже­ния всеми необ­хо­димыми мате­ри­а­лами, транспорта ж. дорож­ного, вод­ного и гуже­вого и по при­вле­че­нию к этой работе ква­лифици­ро­ван­ных и не ква­лифици­ро­ван­ных рабо­чих, обезпе­чив их про­до­вольствием и жилищем.
3. Рабо­тающих по уста­новке радио­станции счи­тать моби­ли­зо­ван­ными на месте и потому не под­лежащими к при­зыву /неза­ви­симо от воз­раста/ до тех пор пока радио­станция не будет закон­чена.
4. Всем рабо­чим ква­лифици­ро­ван­ным и не ква­лифици­ро­ван­ным, рабо­тающим по уста­новке радио­станции, выда­вать крас­но­армейский паек до тех пор пока радио­станция не будет закон­чена.
5. Для наблю­де­ния за выпол­не­нием этой задачи в крат­чайший срок и пра­виль­но­стью про­из­во­димых работ учре­дить рас­по­ряже­нием Компо­чтеля осо­бую комис­сию из работ­ни­ков Компо­чтеля и пред­ста­ви­те­лей от В.С.Н.Х. Госу­дар­ствен­ного кон­троля и от Радио-секции Про­ле­тар­ского Про­из­вод­ствен­ного Союза Народ­ной связи; чле­нам комис­сии уста­но­вить осо­бое воз­награж­де­ние в пре­де­лах норм преду­смот­рен­ных поста­нов­ле­ни­ями С.Н.К. о совме­сти­тельстве.

Пред­се­да­тель Совета Обо­роны В. Улья­нов /Ленин/
Москва, Кремль,
30-го июля 1919 г.

Вла­ди­мир Григо­рье­вич Шухов раз­ра­ба­ты­вает про­ект гипер­бо­ло­ид­ной башни высо­той 350 мет­ров. Пре­вос­ходя Эйфе­леву башню на 50 мет­ров по высоте, кон­струкция рос­сийского инже­нера поз­во­ляла сде­лать сооруже­ние более проч­ным и в четыре раза более лёг­ким! Однако, поскольку после­ре­во­люци­он­ная страна испыты­вала ост­рый недо­ста­ток железа, коли­че­ства, нуж­ного для постройки башни, — чуть больше двух тысяч тонн — не смогли найти.

Шухов раз­ра­ба­ты­вает новый про­ект Шаб­лов­ской (именно так тогда назы­вался район постройки) радио­башни в рас­чёте на 150-мет­ро­вую высоту.

В Москве 1919 года инфляция, голод, недо­ста­ток металла, тем не менее, подго­товка к постройке башни идёт, хотя и с вынуж­ден­ными пере­ры­вами.

Всю свою твор­че­скую жизнь Вла­ди­мир Григо­рье­вич ведёт записи в рабо­чих тет­ра­дях большого формата, и пер­вая запись, отно­сяща­яся уже именно к постройке башни, сви­де­тельствует: «Сборка кольца башни у осно­ва­ния начата 14 марта 1920 года».

Кроме раз­ра­ботки соб­ственно кон­струкции башни, Вла­ди­мир Григо­рье­вич при­думы­вает уни­каль­ный метод постройки. Кра­нов необ­хо­димой высоты тогда не было, и обычно сооруже­ния стро­и­лись в лесах. Но по теле­скопи­че­скому методу Шухова даже леса были не нужны!

Все секции башни соби­ра­лись на земле. Вна­чале соби­ра­лась пер­вая секция, а потом внутри неё соби­ра­лась вто­рая секция. На верх пер­вой секции и низ вто­рой уста­нав­ли­ва­лись блоки, объеди­нён­ные системой тро­сов. Чтобы подго­то­виться к подъёму сле­дующей тре­тьей секции, верх­ние блоки на вто­рую уста­нав­ли­ва­лись, когда она ещё сто­яла на земле. Стяги­вался её низ — для того чтобы он прошёл через рав­ную ему верх­нюю гор­ло­вину пер­вой секции.

«Подъём вто­рой секции начался 16 апреля 1921 года. 18-го под­нята на 8 м., 19-го — на 16, 20-го — на 24. 21-го в тече­ние дня — на полметра. Секция уста­нов­лена в семь часов вечера 21 апреля 1921 года», — запись из днев­ника Шухова.

Общая идея, при­ме­нявша­яся и к пер­вым двум секциям, — после выхода верх­ней секции над ниж­ней рас­пус­ка­лась стяжка, и начи­на­лось закреп­ле­ние ног — швел­леры, обра­зующие гипер­бо­лоид верх­ней секции, соеди­ня­лись бол­тами с соот­вет­ствующими швел­ле­рами, обра­зующими ниж­нюю секцию.

По такой же схеме под­нима­лась и тре­тья секция. Но при подъёме чет­вёр­той секции про­изошла ава­рия. Из днев­ника В. Г. Шухова: «29 июня 1921 года. При подъёме чет­вер­той секции тре­тья сло­ма­лась. Чет­вёр­тая упала и повре­дила вто­рую и первую в семь часов вечера».

Уни­каль­ная фотография башни после ава­рии сохра­ни­лась в одной из дере­вень Горо­хо­вец­кого района Вла­ди­мир­ской обла­сти. Дело в том, что большин­ство стро­ивших башню вер­хо­ла­зов были именно оттуда. Фотография была най­дена писа­те­лем-кра­е­ве­дом из г. Горо­ховца — Нико­лаем Ива­но­ви­чем Андре­евым.

Нача­лись неиз­беж­ные после такого события засе­да­ния комис­сий. И хотя результа­том ана­лиза стал вывод о том, что кон­струкция без­упречна, а не выдержал нека­че­ствен­ный металл тре­тьей секции, тем не менее, при­го­вор В. Г. Шухову — услов­ный рас­стрел.

И вновь под­бор и поиск мате­ри­ала для постройки башни. Когда работы воз­об­но­ви­лись, для выиг­рыша времени было решено секции на земле стро­ить одно­временно — одна в дру­гой. На фотографии, сде­лан­ной В.Г. Шухо­вым, видно, что внутри пер­вых двух отре­мон­ти­ро­ван­ных секций одно­временно соби­раются тре­тья, чет­вёр­тая и пятая.

24 октября 1921 года на башне всё готово к подъёму тре­тьей секции.

Из днев­ника В. Г. Шухова 1921 года:

27 октября. Подъем тре­тьей секции начался. Холод­ный ветер. Работа идет спо­койно. Шести­уголь­ник пока действует очень хорошо.

28 октября. Подъем про­должа­ется. Секция под­нята на поло­вину вто­рого этажа.

29 октября. Подъем кон­чился […]. После обеда нача­лось закреп­ле­ние. Допол­ни­тель­ные подъемы по 2 и 3 дюйма. При подъеме одной дву­ноги из шести появ­ляются опасно большие уси­лия.
Одна дву­нога потре­бо­вала опус­ка­ния, и натяже­ние кольца было при­бли­зи­тельно равно нулю. Необ­хо­димо при­нять меры для избежа­ния таких деформаций в будущем. Подъем секции также нерав­но­ме­рен. Ука­за­тели недо­ста­точно точны. Рабо­чие и мастера боятся малейших зву­ков.
Секции должны быть исправ­лены на точ­ность их при­лега­ния, и стоят секции всего на трех точ­ках, а не на шести. Для ветра оста­ется только склепка при рас­свер­ли­ва­нии дыр.

30 октября. Снимали дере­вян­ные при­спо­соб­ле­ния.

4 ноября. Постав­лены кольца в тре­тьей секции. Ноги наруж­ные и внут­рен­ние при­креп­лены к коль­цам. Болты достав­лены. Чет­вер­тая секция собрана — 20 ног.

18 ноября. Чет­вер­тую секцию почти закон­чили. Был на башне.

24, 25 ноября. Был на башне. Верх­ние дву­ноги постав­лены, и секция готова к подъему.

28 ноября. Был на башне. Вече­ром нагру­зили низ и при­под­няли на 6 дюймов.

29 ноября. Начался подъем секции. На башне холодно. Мороз 13°.

30 ноября. Подъем про­должа­ется. К вечеру секция под­нята на 40 мет­ров.

1 декабря. Под­няли до верха. Секция вышла за шестое кольцо.

2 декабря. К 12-ти часам секция встала на свое место. В 2 часа под­ня­лись вер­хо­лазы, 12 чело­век, для закреп­ле­ния. Мороз 12 °С.

3 декабря. На рабо­тах про­должают закреп­лять чет­вер­тую секцию.

24 декабря. Пятая секция готова к подъему.

26 декабря. Начало подъема пятой секции. […] Испыта­ние подъема на трех дву­ногах вме­сто шести.

27 декабря. Пятая секция под­нята на поло­вину высоты.

28 декабря. Пятая секция вышла за чет­вер­тую на 10 мет­ров.

29 декабря. По слу­чаю силь­ного снега и ветра подъем пятой секции при­оста­нов­лен. […]
Укреп­ле­ние кольца пер­вой/вто­рой секций, где надо поста­вить 4 заклепки 5/8 дюйм.

30 декабря. В 2 часа дня пятая секция встала на свое место. В 4 часа вер­хо­лазы закрепили шесть ног. 

31 декабря. Закреп­ле­ние пятой секции.

Уже 3 января 1922 года работы по постройке башни про­должаются. А 10 января начи­на­ется сборка шестой секции.

Из днев­ника В. Г. Шухова 1922 года:

6 фев­раля. Испыта­ние подъема на трех ногах вполне благопо­лучно. В 1 час дня начался подъем шестой секции.

7 фев­раля. В 3 часа 30 минут шестая секция под­ня­лась в чет­вер­тую, пройдя три секции в тече­ние 10-ти рабо­чих часов. Подъем идет на 12 футов в тече­ние 12 минут, пере­тяги­ва­ние каната тре­бует 18 минут. Понимаем потерю времени. Надо счи­тать на 1 фут подъема 3 минуты.

8 фев­раля. Шестая секция вышла наверх напо­ло­вину в 3 часа дня.

9 фев­раля. Утром шестая секция уста­нов­лена. Погода тихая, —8 °С. К 4-м часам укреп­лено 8 ног. 
Башня кра­сива, только пятая секция имеет ред­кую сетку.

10 фев­раля. Закреп­лены все 24 ноги шестой секции.

14 фев­раля. Постав­лено кольцо шестой секции, и башня, таким обра­зом, закон­чена. При­ступили к уста­новке вер­хушки с обя­за­тельством окон­чить работу в 10 дней.
Работа по обра­ботке и уста­новке четырех секций и ремонту двух ниж­них секций про­должа­лась пять месяцев. Вся работа про­должа­лась два года. Со дня заклю­че­ния кон­тракта с Элек­тро­свя­зью по постройке башни прошло 2,5 года.

21 фев­раля. Под­нята верх­няя будка, и при­ступ­лено к подъему мачты дере­вян­ной. Дан чер­теж флага.

22 фев­раля. Под­нята дере­вян­ная мачта, при­ступили к уко­си­нам.

23 фев­раля. Под­нята одна уко­сина, с тягой. Начался подъем вто­рой уко­сины.

28 фев­раля. Башня закон­чена, и мачта постав­лена.

14 марта. Пер­вое засе­да­ние комис­сии по при­емке башни Нар­компо­чте­лем.

21 марта. Акт сдачи башни. Ста­тьи в газе­тах «Изве­стия» и «Рабо­чая Москва».

По фотографии башни, сде­лан­ной Вла­ди­ми­ром Григо­рье­ви­чем, можно судить о том, как выгля­дела Москва в районе башни в те времена. Две наи­бо­лее извест­ные фотографии Шухов­ской башни на Шабо­ловке, сде­лан­ные в 1929 году, при­над­лежат клас­сику совет­ского кон­струк­ти­визма в фотографии — Алек­сан­дру Михай­ло­вичу Род­ченко.

19 марта 1922 года опро­бо­вали пере­дат­чик Шабо­лов­ской радио­станции, а в сен­тябре 1922 года с Шабо­ловки про­зву­чала пер­вая радиопе­ре­дача — концерт рус­ской музыки.

Над­стройка башни несколько раз меня­лась под тех­ни­че­ские нужды радио­станций. К самой башне впо­след­ствии было добав­лено несколько стяги­вающих секции колец.

В 1939 году башня обрела возмож­ность пере­да­вать и теле­ви­зи­он­ный сиг­нал, на многие годы став сим­во­лом совет­ского теле­ви­де­ния.

В конце XX века и в наши дни в раз­ных стра­нах появи­лось несколько больших гипер­бо­ло­ид­ных сооруже­ний. Извест­ные ино­стран­ные архи­тек­торы, раз­ра­ба­ты­вавшие их, при­знают тот огром­ный вклад, кото­рый внёс в раз­ра­ботку таких кон­струкций вели­кий рос­сийский инже­нер Вла­ди­мир Григо­рье­вич Шухов.

Лите­ра­тура

Шухова Е. М. Вла­ди­мир Григо­рье­вич Шухов. Пер­вый инже­нер Рос­сии. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003.

Грефе Р., Гаппо­ева М. М., Перчи О. Вла­ди­мир Григо­рье­вич Шухов. Искус­ство кон­струкций. — М. : Мир, 1994.

Архив РАН. Фонд Вла­ди­мира Григо­рье­вича Шухова. № 1508.

Смотри также

Шухов­ские башни // Матема­ти­че­ская состав­ляющая / Ред.-сост. Н. Н. Андреев, С. П. Коно­ва­лов, Н. М. Паню­нин. — Вто­рое изда­ние, расши­рен­ное и допол­нен­ное. — М. : Матема­ти­че­ские этюды, 2019. — С. 88—89, 322—325.

Другие этюды раздела «Кривые и поверхности второго порядка»