The steering geometry

Are the car wheels parallel when steering?

It happens that geometry and mechanics are precisely what you need to define how the wheels of your car must be turned.

If the prolongation of the wheel axis passes through the centre of rotation, then the wheel, while turning, leave a clear tread. If the prolongation of the wheel axis is not directed toward the centre of rotation, then the wheel skids as it turns. The tread will be erased from the skidding, and, above all, the control of a vehicle with wheels like that will be increasingly difficult as the speed increases. So, for a good control of the car the prolongations of the axes of all the wheels must be directed toward the centre of rotation. But what this means for a car with four wheels?

To begin, let us learn to move along a simple curve, i.e., an arc of a circle.

Since the axle of rear wheel in most cars is fixed, the prolongation of this axle should be directed toward the centre of this circle. The front wheels are then turned so that the axis of each is directed toward the same centre. This means that for a good control one should be able to turn the front wheels by different angles, so that these wheels will be non parallel!

You will say that the curves are not always arcs of circles, and in addition that the car does not stop, before steering. This, of course, is true, but it happens that along any curve we can consider that at every time the car moves along an arc of a circle whose radius and centre depend on that moment of time.

Consider an ordinary road. In order to be viable by car, it must have no sharp angles, namely, its middle line must be, as mathematicians say, a smooth curve.

Take any point on this line and mark it in red, and another, a little far from the first, marked in blue. These two points define a unique straight line connecting them, and we draw that line. Now move the red point along the curve toward the blue point. At a time when the points coincide, the line defined by them will become the tangent line. It is the linear approximation of the curve in a small neighbourhood of that point. We observe, however, zooming in, that the curve and the straight line are close only for a small stretch.

Let us now take two red points on the curve, one on the right and one on the left of the blue point. Three points, which do not lie on a straight line, define a unique circle, that we draw. Now we move the two red points towards the blue point. When the three points coincide we get a circle, which is called osculating. It is the second order approximation of the curve, and zooming in we may see that this approximation is better. We observe that in a stretch of the curve, along which the radius of curvature increases or decreases (as in the ascending and descending parts of the curve in the figure) the osculating circle always intersects the curve, differently from the tangent, which is situated in the same part of the plane cut off by the curve, in a neighbourhood of the point of tangency.

Since the osculating circle in our case well approximates the curve and can be constructed at each point, the motion along a road with curves can be considered at every instant of time as the motion along an arc of a circle. The radius and the centre of this circle depend, obviously, from where the car is.

In this way, while moving along a certain curve, one can imagine that at every time the car moves on a small arc of a circle. And our first case, where the road is exactly an arc of a circle, is therefore essential to study the motion.

But how to get that for any position of the steering wheels the prolongation of the axes are directed toward the instantaneous centre of curvature (i.e., the centre of the corresponding osculating circle)?

It happens that also here the geometry comes to our aid, and specifically with the isosceles trapezium, that we know from school: a quadrilateral with two parallel sides, called bases, and two other non-parallel sides equal to each other. If we choose the correct lengths of the sides of the trapezium, we obtain the conditions necessary for the optimal control: the prolongations of the axes of the front wheels intersect at a point lying on the prolongation of the axis of the rear wheels. And this point is the instantaneous centre of curvature.

This control system was invented by a French master craftsman, Charles Jeantland, which applied it to the front wheels of the carts. But for carts, moving at low speeds, this invention was not so essential as for cars, and was forgotten. Only after three quarters of a century, two German engineers, two fathers of the automobile, Gottlieb Daimler and Wilhelm Karl Friedrich Michael Benz, building their cars, returned to the Jeantland trapezium. Daimler in 1889 obtained a patent for his “method of independent control of front wheels with different radii of curvature.” And in1893 Benz obtained a patent for his “construction of a control system with control circles tangent to the wheels.” After solving the problem of control of the front steering wheels and other important technical issues, Karl Benz built his famous car “Viktoria”, with four independent wheels.

From the mathematical point of view, the trapezium does not allow to create the conditions necessary to ensure that the intersection point of the prolongations of the axes of the front wheels will always lie on the prolongation of the axis of the rear wheels. Using the trapezium, this point will lie a little bit far from the line of the rear axle. But why we have so long spoken of the trapezium, you ask? We worried too soon: we simply must not apply the mathematical rigor to technical problems without using the common sense. In order the prolongation of the axes of the front wheels will always intersect at a point on the prolongation of the axis of the rear wheels is necessary that the length of the smaller base of the trapezium change a little. For the usual length of its base, which is more than one meter long, the necessary changes would consist of the length of a centimetre, which is lower than the interstices between the joints and the tolerance in manufacturing.

From the time of the creation of the first car the speed is increased dramatically. So also grew the need for a better control of the front wheels. In addition, the trapezium is a flat geometric figure: this method of control of the front wheels can be used only with non-independent front suspension, i.e., when the wheels are rigidly connected to each other and the straight line joining their centres is always parallel to the plane of the trapezium. Now this system can be found in the trucks. In modern cars the wheels suspensions are independent, the wheels can move in vertical direction with respect to one another. To control the steering of these wheels, more complex mechanisms are used, no longer planar, often with a central element with the shape of a rack. Even in this case it is a problem for mathematicians and engineers to calculate the different elements. But for historical reasons these mechanisms continue to be called steering trapezium.

With the steering of the car another question is emerging, still related to the geometry. The length of a circle of radius R is equal, you will recall, to 2R, and the length of an arc of amplitude  is equal to  R. When the car moves along an arc of a circle, the outside front wheel, furthest from the centre of curvature, moves along an arc of radius greater than the inside. The same holds for the rear wheels: the outer wheel describes an arc of length greater than the inner wheel. And since the rays are different, so the lengths of the paths of the wheels connected by the same axle must be different. In the opposite case one of the two wheels should skid, and this should decrease the control of the car.

In the case when the axis of the wheels is not the primary, i.e., the wheels are not driving - in our case the front wheels- it is simple: each wheel turns with its speed needed to go through the desired curve without skidding.

But how to do so that the driving wheels - in our case the rear wheels - on the one hand constantly move the car forward and on the other rotate at different speeds?

This problem is solved by the differential, a typical ’planetary mechanism’. A mechanism is called ’planetary’ if it has satellite mechanisms revolving around axes which in turn rotate.

The drive shaft through the transmission, gives the rotation to the primary axle, namely, through the planetary mechanism, to the primary right and left shaft-axles. Whatever the speed at which the rear wheels spin, the speed of the mechanism will always be equal to the average speed of the drive shafts. Each wheel from the differential takes a lot of rotation, proportional to the length of its path, so that in total all the energy is converted into the forward movement of the car.

If the car moves on a straight road, and under the driving wheels there is the same soil type, i.e., with the same coefficient of friction, the wheels take from the mechanism the same amount of rotation, so that the drive shafts rotate (and the wheels together with them) at the same speed.

But if the friction coefficients are different, for example, while one side of the car passes over a patch of oil or over a layer of ice, then ...how the wheels will move if this happens? For the non driving wheels it is quite simple, since they are independent of each other, and do not push the car, so if one of them ends up on the ice, it stops spinning, and the control becomes very low.

But now also the driving wheel on the left rear ends up on the ice. For the right wheel on the asphalt, the control is high, while for the left wheel on the ice, it is almost absent. Consequently, the left wheel turns more easily, and it begins to take at its side all the rotation that the mechanism splits to the two shafts. Since the amount of speed, as we have said, is constant, if an axle shaft turns very quickly, the other will not rotate. To start moving in this situation, when one of the driving wheels has lost grip with the ground (for example, on the ice), while the other has not, it is impossible.

This would appear as a defect in the differential. The engineers, in fact, seek to improve the differential, while retaining its basic property, which is that of the optimal control in steering, and by reducing the unpleasant effects, such as not allowing one axle to spin when the difference of angular speed is high. But, it seems, up to now nothing has changed, as well as the laws of geometry are always the same.

See also in section ”Other interesting subjects”15

Геометрия поворота

Парал­лельны ли друг другу перед­ние колёса автомо­биля  при пово­роте?

Ока­зы­ва­ется, что именно геомет­рия и меха­ника опре­де­ляют то, как надо пово­ра­чи­вать колёса автомо­биля.

Если про­долже­ние оси колёс направ­лено  в центр пово­рота, то колесо остав­ляет чёт­кий след. Чёт­кая кар­тинка будет, и если  несколько осей направ­лены в центр пово­рота. Однако, если про­долже­ние оси колеса направ­лено не в центр пово­рота, то колесо катится  с про­скаль­зы­ва­нием. След будет стёр­тым, а самое глав­ное, управ­ля­емость транспорта с таким коле­сом будет тем хуже, чем выше ско­рость. Итак, для хорошей управ­ля­емо­сти про­долже­ния осей колес должны быть направ­лены в центр пово­рота. Что же это зна­чит для четырёх­ко­лёс­ного автомо­биля?

Научимся для начала про­хо­дить про­стой пово­рот — дугу окруж­но­сти.

Так как зад­ние колёса в большин­стве машин не пово­ра­чи­ваются, то центр окруж­но­сти пово­рота должен лежать  на про­долже­нии оси этих колёс. Перед­ние колёса необ­хо­димо повер­нуть так, чтобы про­долже­ние оси каж­дого колеса смот­рело в этот же центр. А зна­чит, для хорошей управ­ля­емо­сти перед­ние колёса необ­хо­димо пово­ра­чи­вать на раз­ные углы, и они будут  непа­рал­лельны!

Вы скажете, что пово­роты не все­гда являются дугой какой-либо окруж­но­сти, и уж тем более машина не оста­нав­ли­ва­ется для того, чтобы повер­нуть колёса. Это, конечно, правда, но ока­зы­ва­ется, что при любом пово­роте в каж­дый момент времени можно счи­тать, что машина едет по дуге неко­то­рой окруж­но­сти (радиус и центр кото­рой зави­сят от момента времени).

Рас­смот­рим про­из­воль­ную дорогу. Чтобы по ней можно было ездить, у неё не должно быть ост­рых углов, т.е. сред­няя линия будет, как гово­рят в матема­тике, глад­кой кри­вой.

Зафик­си­руем синюю точку на сред­ней линии и подумаем, каким более про­стым геомет­ри­че­ским объек­том можно заме­нить кри­вую в небольшой окрест­но­сти нашей точки.

Возьмём про­из­воль­ную крас­ную точку неда­леко от синей. Две точки на плос­ко­сти опре­де­ляют един­ствен­ную прямую, кото­рую и про­ве­дём. Будем двигать крас­ную точку по кри­вой к синей. В момент, когда они совпа­дут, прямая, ими опре­де­ля­емая, будет  каса­тель­ной прямой. Она даёт  линей­ное при­ближе­ние кри­вой дороги в небольшой окрест­но­сти зафик­си­ро­ван­ной точки. Однако при уве­ли­че­нии видно, что дорога и каса­тель­ная прямая рядом идут на очень маленьком участке.

Справа и слева от синей точки возьмём по крас­ной. Три точки, не лежащие на одной прямой, опре­де­ляют един­ствен­ную окруж­ность, кото­рую и про­ве­дём. Будем двигать крас­ные точки к синей. В момент, когда они совпа­дут, полу­чим окруж­ность, кото­рая назы­ва­ется  сопри­ка­сающейся. Это при­ближе­ние уже вто­рого порядка, и  на уве­ли­че­нии видно, насколько оно лучше. Заме­тим, что на моно­тон­ном участке (воз­рас­та­ния или убы­ва­ния кри­вой) сопри­ка­сающа­яся окруж­ность все­гда  пере­се­кает кри­вую, в отли­чие от каса­тель­ной, рас­по­ложен­ной на таких участ­ках по одну сто­рону от кри­вой.

Так как сопри­ка­сающа­яся окруж­ность для нашей задачи хорошо при­ближает дорогу и может быть постро­ена в любой её точке, то движе­ние по изги­бам дороги можно рас­смат­ри­вать в каж­дый момент времени как движе­ние по дуге неко­то­рой окруж­но­сти. Мгно­вен­ные радиус и центр этой окруж­но­сти зави­сят, конечно, от той точки, в кото­рой нахо­дится машина.

Таким обра­зом, при движе­нии в про­из­воль­ном пово­роте можно счи­тать, что в каж­дый момент времени машина  движется по небольшой дуге неко­то­рой окруж­но­сти. И наш пер­вый слу­чай — пово­рот машины по дуге окруж­но­сти — основ­ной, кото­рый и нужно изу­чать.

Но как достичь того, чтобы при любом пово­роте колёс про­долже­ние осей смот­рело в мгно­вен­ный центр пово­рота?

Ока­зы­ва­ется, и здесь на помощь при­хо­дит геомет­рия, а именно извест­ная со школы  рав­но­бо­кая трапе­ция — четырёх­уголь­ник, у кото­рого две сто­роны, назы­ва­емые осно­ва­ни­ями, парал­лельны между собой, а боко­вые сто­роны равны друг другу. Если пра­вильно подо­брать размеры сто­рон трапе­ции, то достига­ется небо­хо­димое для хорошего управ­ле­ния усло­вие — про­долже­ние осей перед­них колёс пере­се­ка­ется в точке, лежащей на про­долже­нии оси зад­них колёс. Эта точка и есть мгно­вен­ный центр пово­рота машины.

При­думал такое управ­ле­ние перед­ними колё­сами фран­цуз, карет­ных дел мастер Шарль Жанто (Charles Jeantand). Однако для карет, пере­двигавшихся с малыми ско­ро­стями, это было не так суще­ственно, как для машин, и изоб­ре­те­ние Жанто было забыто. Лишь почти через три чет­верти века два отца автомо­би­ле­стро­е­ния, два немца, два инже­нера — Готт­либ Дайм­лер (Gottlieb Wilhelm Daimler) и Карл Бенц (Karl Friedrich Michael Benz) — изоб­ре­тая свои автомо­били, воз­вращаются к трапе­ции Жанто. В 1889 году Дайм­лер полу­чает патент на «спо­соб неза­ви­симого управ­ле­ния перед­ними колё­сами с раз­но­ве­ли­кими ради­у­сами пово­рота». А в 1893 году Бенц полу­чает патент на «устройство управ­ле­ния экипажей с тангенци­аль­ными к колё­сам окруж­но­стями управ­ле­ния». Решив задачу управ­ле­ния перед­ними пово­рот­ными колё­сами и другие важ­ные тех­ни­че­ские вопросы, Карл Бенц строит свой пер­вый знаме­ни­тый четырёх­ко­лёс­ный автомо­биль «Вик­то­рия».

С точки зре­ния стро­гой матема­тики, трапе­ция не поз­во­ляет достичь необ­хо­димого усло­вия — чтобы про­долже­ние осей перед­них колес при любом пово­роте пере­се­ка­лось в точке, лежащей на про­долже­нии зад­ней оси. При исполь­зо­ва­нии трапе­ции эта точка будет все­гда лежать чуть-чуть в сто­роне от линии зад­ней оси. Зачем же мы столько обсуж­дали трапе­цию, скажете вы? Рас­стра­и­ваться рано — про­сто не надо без­думно пере­но­сить матема­ти­че­скую строгость в тех­ни­че­ские вопросы. Чтобы точка пере­се­че­ния линий перед­них осей все­гда лежала на линии зад­ней оси, необ­хо­димо, чтобы длина меньшего осно­ва­ния трапе­ции немного меня­лась. При общей длине этого осно­ва­ния более метра необ­хо­димые изме­не­ния длины состав­ляют всего около одного сан­тиметра, а это меньше чем люфты в соеди­не­ниях и раз­решён­ные допуски при изго­тов­ле­нии.

Со времён изоб­ре­те­ния пер­вых автомо­би­лей ско­ро­сти пере­движе­ния сильно воз­росли. Уве­ли­чи­лись и тре­бо­ва­ния к управ­ле­нию перед­ними колё­сами. Кроме того, трапе­ция — это плос­кая геомет­ри­че­ская фигура. И такой спо­соб управ­ле­ния перед­ними колё­сами может исполь­зо­ваться только при зави­симой перед­ней под­веске — когда колёса жёстко свя­заны друг с другом и прямая, соеди­няющая их цен­тры, все­гда парал­лельна плос­ко­сти трапе­ции. Сей­час такое можно встре­тить на гру­зо­вых автомо­би­лях. На современ­ных лег­ко­вых автомо­би­лях под­веска колёс неза­ви­сима, т.е. они  могут ходить по высоте друг отно­си­тельно друга. Для управ­ле­ния в пово­роте такими колё­сами при­ме­няются более слож­ные, уже неплос­кие шар­нир­ные меха­низмы, чаще всего с цен­траль­ным зве­ном в виде  руле­вой рейки. Но их рас­чёт — это тоже задача матема­ти­ков и меха­ни­ков. А исто­ри­че­ски они так по-преж­нему и назы­ваются — руле­вой трапе­цией.

При пово­роте автомо­биля воз­ни­кает ещё один вопрос, свя­зан­ный с геомет­рией. Длина окруж­но­сти ради­уса R равна, как вы пом­ните, 2πR. Соот­вет­ственно, длина дуги, опи­рающейся на угол α окруж­но­сти ради­уса R, равна αR. При пово­роте автомо­биля по дуге окруж­но­сти внеш­нее перед­нее колесо едет по дуге окруж­но­сти большего ради­уса, чем внут­рен­нее перед­нее. Точно так же и зад­нее внеш­нее колесо  опи­сы­вает дугу большего ради­уса, чем внут­рен­нее зад­нее. А раз ради­усы раз­ли­чаются, то, зна­чит, пути, про­хо­димые внут­рен­ним и внеш­ним колё­сами одной оси, должны быть тоже раз­личны. В про­тив­ном слу­чае колесо будет про­скаль­зы­вать, и управ­ля­емость автомо­биля сни­зится.

В слу­чае, когда ось неве­дущая, т.е. её колёса не тол­кают автомо­биль впе­рёд, всё про­сто: каж­дое колесо вер­тится со своей ско­ро­стью, необ­хо­димой для про­хож­де­ния нуж­ного пути без про­скаль­зы­ва­ния.

А как же сде­лать так, чтобы колёса ведущей оси, в нашем слу­чае зад­ней, с одной сто­роны, посто­янно тол­кали автомо­биль впе­рёд, а с дру­гой сто­роны, могли вращаться с раз­ными ско­ро­стями?

Помогает в этом  диффе­ренциал — пред­ста­ви­тель пла­не­тар­ных меха­низмов. Пла­не­тар­ным назы­ва­ется меха­низм, у кото­рого есть сател­литы — шестерни, кру­тящи­еся вокруг подвиж­ных осей.

Вал от мотора, пройдя через коробку пере­дач, отдаёт враще­ние на «бочку». Бочка же через сател­литы пере­даёт враще­ние на левую и пра­вую полу­оси ведущей оси. Как бы ни враща­лись колёса, ско­рость бочки все­гда в два раза мед­лен­нее враще­ния вала, а сумма  ско­ро­стей полу­осей равна удво­ен­ной ско­ро­сти вала.

Если машина едет по прямой и под обо­ими ведущими колё­сами оди­на­ко­вое покрытие — с оди­на­ко­вым коэффици­ен­том тре­ния, то колёса заби­рают от бочки оди­на­ко­вое коли­че­ство враще­ния, и полу­оси вращаются (колёса и их полу­оси) с оди­на­ко­вой ско­ро­стью.

Но если коэффици­енты тре­ния раз­ли­чаются, напри­мер, одна сто­рона машины выезжает с асфальта на грун­то­вую обо­чину или попа­дает на лёд, то... Как же будут себя вести колёса при про­хож­де­нии этого участка? У колёс неве­дущей оси всё про­сто: они неза­ви­симы друг от друга, им не надо тол­кать машину, и когда одно из них выка­ты­ва­ется на лёд, то пере­стаёт кру­титься, так как тре­ние с доро­гой очень маленькое.

Вот и под левое колесо ведущей оси попа­дает лёд. Справа тре­ние с асфальтом большое, а слева — со льдом — почти отсут­ствует. Соот­вет­ственно, левому колесу вращаться гораздо проще, и оно начи­нает заби­рать на себя всё  враще­ние, отда­ва­емое боч­кой на обе полу­оси. При этом сумма ско­ро­стей полу­осей, как было отме­чено выше, все­гда посто­янна, но одна полу­ось не кру­тится, а вто­рая — враща­ется очень быстро. Начать движе­ние из такого положе­ния, когда одно колесо ведущей оси поте­ряло связь с доро­гой (напри­мер, нахо­дится на льду), а другое нет — невозможно.

Каза­лось бы, одни неудоб­ства от этого диффе­ренци­ала, зачем он тогда нужен? Как раз для реше­ния задачи одно­времен­ного тол­ка­ния ведущей осью машины впе­рёд и про­хож­де­ния в пово­ро­тах ведущими коле­сами путей раз­ной длины. Каж­дое колесо берёт от диффе­ренци­ала коли­че­ство движе­ния про­порци­о­нально длине его пути, а в сумме всю энергию вала они затра­чи­вают на движе­ние машины впе­рёд.

Инже­неры посто­янно пытаются улучшить диффе­ренциал, сохра­нив его основ­ное свойство, пытаются уменьшить непри­ят­ные эффекты — каким-либо спо­со­бом не давать кру­титься полу­осям со слиш­ком большой раз­ницей ско­ро­стей. Но по сути, всё и сегодня оста­ётся таким же, ибо законы геомет­рии никто не отме­нял.

Смотри также

Кри­вая пово­рота // Матема­ти­че­ская состав­ляющая / Ред.-сост. Н. Н. Андреев, С. П. Коно­ва­лов, Н. М. Паню­нин. — Вто­рое изда­ние, расши­рен­ное и допол­нен­ное. — М. : Матема­ти­че­ские этюды, 2019. — С. 52.

Другие этюды раздела «Математика и техника»