Plotting a parabola. Geometric definition

Video
Download
AVI video (768×576, 2.7 MB)
MP4 video (768×576, 1.1 MB)
В zip-архиве (AVI, 2.4 MB)

00:00|00:00

Pictures

A try square slides along the static ruler so that its horizontal leg touches the ruler.

One end of a thread is pinned to the try square’s vertex that is not lying on the ruler, another one is pinned to the sheet of paper. A pencil presses the thread to the triangle’s leg so that it remains stretched.

Let the thread be as long as triangle’s vertical leg (arbitrary case can be reduced to this one). Press the thread to the triangle with a pencil, wind it around the pencil and fix its end near the try square with a pin. By that, the lead is the midpoint between the pin and the ruler.

As the try square slides, the lead remains equidistant from the ruler and the pin. That means, according to the geometric definition, the lead will draw a parabola on paper with the pin being parabola’s focus and the ruler being its directrix.

Построение параболы: геометрическое определение

По непо­движ­ной отно­си­тельно листа линейке сколь­зит уголь­ник, так, что его гори­зон­таль­ный катет посто­янно сопри­ка­са­ется с линейкой.

Один конец нити закреп­лён в вершине уголь­ника, не лежащей на линейке, дру­гой конец нити закреп­лён кноп­кой на листе бумаги. Каран­даш при­жимает нить к катету тре­уголь­ника так, чтобы она все­гда была натя­нута.

Возьмём длину нити рав­ной вер­ти­каль­ному катету уголь­ника (слу­чай про­из­воль­ной длины нити сво­дится к рас­смат­ри­ва­емому). При­жмём каран­дашом нить к уголь­нику, обогнём её вокруг каран­даша и зафик­си­руем конец нити рядом с уголь­ни­ком кноп­кой. Тем самым, грифель будет сере­ди­ной отрезка между кноп­кой и линейкой.

При движе­нии уголь­ника грифель каран­даша все­гда оста­ётся рав­но­уда­лён­ным от линейки и кнопки. А зна­чит, согласно геомет­ри­че­скому опре­де­ле­нию пара­болы, грифель нари­сует на листе бумаги пара­болу с фоку­сом в кнопке и дирек­три­сой — линейкой.

Лите­ра­тура

Пара­бо­ли­че­ская антенна // Матема­ти­че­ская состав­ляющая / Ред.-сост. Н. Н. Андреев, С. П. Коно­ва­лов, Н. М. Паню­нин. — Вто­рое изда­ние, расши­рен­ное и допол­нен­ное. — М. : Матема­ти­че­ские этюды, 2019. — С. 46—47, 297—302.

Другие модели раздела «Конические сечения: парабола»