Football: Mirror Icosahedron

Video
Download
AVI video (768×576, 15.8 MB)
MP4 video (768×576, 3.6 MB)
Zipped video (AVI, 4.9 MB)

00:00|00:00

Pictures

The surface of a classic soccer ball is composed of 12 slightly curved black regular pentagons and 20 white regular hexagons.

By the way, such a ball was not always considered ”classic”: this cut and colouring were first used for the official world cup ball in 1970 in Mexico. The black-and-white colouring was then chosen from сontrast considerations – so the ball was more visible on then common black-and-white TVs. It was even named Telstar — after a TV satellite. In the years to come the official balls changed their colourings, but the cut remained unchanged until the 2002 championship in Germany.

From a mathematical point of view, a classic soccer ball is a truncated icosahedron. This fact and the theory of reflection groups (in three-dimensional case — of Coxeter groups) allows one to make a simple yet beautiful model.

One should take a trihedral angle composed of same isosceles triangles. Given the base length $a$, the length of legs that are glued together to form the trihedral angle should be $r=\frac{1}{4}\sqrt{2(5+\sqrt{5})}\>a$ which with a good precision is $r\approx0{,}95\>a$. (For example, if $a=10$ cm, then $r=9{,}5$ cm.) The mirror angle is very close to that of a regular tetrahedron, but yet differs.

Another important detail is a (plane) regular triangle coloured black-and-white in such a way that the white interior is a regular hexagon. (To achieve this, the sides of black triangles should be taken three times less than the side of original regular triangle.)

If such a triangle is now put in the trihedral angle, a model of a classic soccer ball is seen inside! The image won't change if the angle is moved around the line of sight.

For the ”ball” to be seen completely, the triangle put in shouldn't be too large. One should not put it further than a third of the mirror angle's height from the vertex. (That is, with the base of the mirror triangle being $a=10$ cm, the side of triangle to put in can be taken $3$ cm, so the sides of small black triangles on it — $1$ cm.)

The simplest way to make the isosceles mirror triangles is to cut them out of plastic with mirror coating. They can be put together with duct tape or with wide electrical tape, gluing the legs of triangles — the trihedral angle's edges.

What kind of magic mirror angle is it that the mirror image forms a soccer ball? (In fact — an icosahedron, which is even more clearly visible if one puts in a solid color triangle.)

The mirror angle is associated with the icosahedron itself: its vertex is in the icosahedron's center, and the mirrors cross the sides of one of its edges. That is where the conditions on the sides of isosceles triangles forming the mirror angle come from: if the triangle's base $a$ is the length of icosahedron's edge, then the leg $r$ is the radius of its circumscribed sphere.

And the fact that the image in this mirror triangle is an icosahedron is guaranteed by the theory of reflection groups.

Футбольный мяч: зеркальный икосаэдр

Поверх­ность клас­си­че­ского фут­боль­ного мяча состоит из «слегка искрив­лён­ных» 12 пра­виль­ных пяти­уголь­ни­ков чёр­ного цвета и 20 пра­виль­ных белых шести­уголь­ни­ков.

Кстати, «клас­си­че­ским» такой мяч был не все­гда: впер­вые такие покрой и рас­краска были исполь­зо­ваны для офици­аль­ного мяча на чемпи­о­нате мира в 1970 году в Мек­сике. Чёрно-белая рас­краска тогда была выбрана из сооб­раже­ний кон­траст­но­сти, чтобы мяч был лучше виден на пре­об­ла­давших в то время чёрно-белых теле­ви­зо­рах. Да и само назва­ние — Telstar — он полу­чил в честь теле­ви­зи­он­ного спут­ника. В после­дующие годы рас­краска офици­аль­ных мячей меня­лась, но покрой оста­вался неизмен­ным вплоть до чемпи­о­ната 2002 года.

С точки зре­ния матема­тики, клас­си­че­ский  фут­боль­ный мяч явля­ется усе­чён­ным ико­саэд­ром. Этот факт и тео­рия групп, порож­дён­ных отраже­ни­ями (в трёхмер­ном слу­чае — многогран­ни­ков Кокс­тера), поз­во­ляет сде­лать про­стую в изго­тов­ле­нии, но кра­си­вую модель.

Сле­дует взять зер­каль­ный трёхгран­ный угол, состав­лен­ный из оди­на­ко­вых рав­но­бед­рен­ных тре­уголь­ни­ков. При длине осно­ва­ния $a$ боко­вые сто­роны, по кото­рым скле­и­ваются тре­уголь­ники в угол, должны иметь длину $r=\frac{1}{4}\sqrt{2(5+\sqrt{5})} a$ или с хорошей точ­но­стью $r\approx0{,}95 a$. (Напри­мер, если взять $a=10$ см, то $r=9{,}5$ см.) Зер­каль­ный угол очень бли­зок к пра­виль­ному тет­раэдру, но всё же отли­ча­ется от него.

Ещё одна необ­хо­димая деталь — (плос­кий) пра­виль­ный тре­уголь­ник, окрашен­ный в белый и чёр­ный цвета так, что внут­рен­няя белая область явля­ется пра­виль­ным шести­уголь­ни­ком. (Для этого сто­роны чёр­ных тре­уголь­ни­ков надо взять в три раза меньше сто­роны исход­ного пра­виль­ного тре­уголь­ника.)

Если такой тре­уголь­ник вложить в трёхгран­ный угол, вы уви­дите модель клас­си­че­ского фут­боль­ного мяча! При пока­чи­ва­нии угла отно­си­тельно оси зре­ния кар­тинка меняться не будет.

Модель

Чтобы при отраже­нии «мяч» был виден пол­но­стью, вкла­ды­ва­емый тре­уголь­ник не должен быть слиш­ком большим. Вкла­ды­вать его надо не дальше чем на треть высоты от вершины зер­каль­ного угла. (Зна­чит, при осно­ва­нии зер­каль­ного тре­уголь­ника $a=10$ см длину сто­роны вкла­ды­ва­емого тре­уголь­ника можно сде­лать рав­ной $3$ см, соот­вет­ственно сто­роны маленьких чёр­ных тре­уголь­ни­ков на нём — по $1$ см.)

Зер­каль­ные рав­но­бед­рен­ные тре­уголь­ники проще всего выре­зать из пла­стика с зер­каль­ным напы­ле­нием. А скрепить их можно с помощью скотча или широ­кой изо­ленты, склеив вдоль боко­вых сто­рон — рёбер трёхгран­ного угла.

Что же это за такой маги­че­ский зер­каль­ный угол, в кото­ром при отраже­ниях виден фут­боль­ный мяч? (А на самом деле — ико­саэдр, кото­рый виден ещё более явно, если вложить одно­цвет­ный тре­уголь­ник.)

Зер­каль­ный угол свя­зан с самим ико­саэд­ром: его вершина рас­по­ложена в цен­тре ико­саэдра, а зер­кала про­хо­дят через сто­роны одной из гра­ней ико­саэдра. Отсюда полу­чаются и усло­вия на сто­роны рав­но­бед­рен­ных тре­уголь­ни­ков, обра­зующих зер­каль­ный угол: если осно­ва­ние тре­уголь­ника $a$ — длина ребра ико­саэдра, то боко­вая сто­рона $r$ — радиус опи­сан­ной около ико­саэдра сферы.

А то, что кар­тинка в таком зер­каль­ном угле будет ико­саэд­ром, гаран­ти­рует тео­рия групп, порож­дён­ных отраже­ни­ями.

Лите­ра­тура

Фут­боль­ный мяч // Матема­ти­че­ская состав­ляющая / Ред.-сост. Н. Н. Андреев, С. П. Коно­ва­лов, Н. М. Паню­нин. — Вто­рое изда­ние, расши­рен­ное и допол­нен­ное. — М. : Матема­ти­че­ские этюды, 2019. — С. 154—155, 344-345.

Другие модели раздела «Калейдоскопы»