Куда подует ветер,
туда и облака,
По руслу протекает
послушная река.
Но ты человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой!
Песня из кинофильма
«Приключения Электроника»
Использовать энергию ветра для движения человечество научилось давно: считается, что люди стали использовать парус примерно 5,5 тысяч лет назад. Судя по сохранившимся рисункам и результатам раскопок, впервые начали применять парус египтяне. Практически в исходном виде он дошёл и до наших дней: кусок ткани закрепляется на мачте, ветер «надувает» паруса, давит на них, и корабль плывёт. А можно ли двигаться за счёт энергии ветра строго навстречу ветру? (Предполагается, что нет никаких двигателей, нет аккумуляторов, движение должно осуществляться только за счёт механического преобразования энергии ветра.)
Такой вопрос был поставлен в 70-е годы XX века и разделил учёных на два лагеря: одни утверждали, что движение реализуемо, а другие считали, что оно противоречит физическим законам. Конец этим спорам положило создание прототипа: советские инженеры Б. В. Григорьев и Г. П. Лысенко во время туристического похода в 1975 году построили и испытали модель с ветродвигателем, двигавшуюся по воде строго навстречу ветру. Результаты экспериментов были опубликованы в журнале «Изобретатель и рационализатор» в 1979 году. В 1981 году появились сообщения о построении яхты «Хобикэт» во Франции, а в 1986 году англичанин Джим Уилкинсон опубликовал статью о катамаране «Ревелейшен». Началась уже инженерная гонка — как максимально эффективно использовать энергию ветра в рассматриваемой задаче.
Основная идея движения навстречу ветру — забирать энергию из воздушного потока, а отталкиваться от воды — более плотной среды.
Поплавки катамарана держат простейшую кинематическую схему: длинный стержень (вал), на одном конце которого закреплён ветроприёмный пропеллер, а на другом — гребной винт. Вал установлен под наклоном, чтобы гребной винт был полностью погружён в воду, а пропеллер располагался над водой. Набегающий ветер вращает пропеллер, через ось это вращение передаётся на гребной винт, который толкает судно.
Но встречный ветер пытается сместить катамаран назад. С одной стороны, чем больше размер пропеллера, тем больше кинетической энергии будет передано гребному винту и использовано для движения. Но, с другой стороны, большие пропеллеры имеют высокое лобовое сопротивление: удивительно, но пропеллер работает почти как парус, по площади равный площади круга, с диаметром равным диаметру пропеллера.
Несколько лет назад в НИИ механики МГУ рассчитали, что максимальная скорость корпуса достигается, если пропеллер больше гребного винта примерно в 5,5 раз. При скорости ветра 10 м/c (36 км/ч) относительно воды построенная экспериментальная модель разгонялась до 2 м/c.
Вы можете сделать такой катамаран своими руками. Подходящие винты можно найти в магазинах радиоуправляемых моделей. Размеры, близкие к оптимальным, стандартны: диаметр воздушного пропеллера для квадрокоптера 150 мм, диаметр гребного винта 30 мм. При покупке стóит обратить внимание, что винты, предназначенные для сред с различной плотностью, различаются геометрией лопастей. А вот внутри одного класса — воздушных пропеллеров или гребных винтов — винты схожи и можно выбирать любой. В качестве вала и его корпуса можно использовать стандартные тонкостенные трубки, распространены углеродные или карбоновые, а поплавки катамарана можно сделать из листа пенопропилена.
Наливаем в пластиковую ванночку воду, ставим вентилятор, … Удачного плаванья!
Григорьев Б. В., Лысенко Г. П. Обратная связь // Журнал «Изобретатель и рационализатор». — 1979. — № 11.
Гарбуз М. Навстречу ветру // Журнал «Квантик». — 2023. — № 1. — Стр. 8—11.