Законы механики позволяют сделать опыт, захватывающий внимание детей на протяжении уже многих десятилетий. В современной реализации в упругий шарик вклеивается длинный пластмассовый стержень, на который насаживается пластиковая трубочка — «ракета». Если взяться за стержень, то система примет вертикальное положение — мячик в ней самое тяжёлое. Вытянув горизонтально руку (подальше от лица), экспериментатор отпускает систему, и после удара об пол ракета взмывает высоко под потолок.
В «былые времена» опыт проводили с двумя мячами: большим, например, баскетбольным, и малым, например, теннисным. Мячи, малый над большим, удерживались на одной вертикали, а затем отпускались. После удара об пол всей системы маленький мяч взмывает высоко вверх, гораздо выше, чем начальное положение. Но при такой постановке опыта нужно потренироваться, чтобы к полу мячи прилетели вместе, один над другим.
Чем больше различаются массы тел, тем выше взлетает более лёгкое. Но «в космос» запустить ракету, конечно, не получится. Прикинуть оценку можно, записав закон сохранения импульса и закон сохранения энергии (для абсолютно упругого удара). Скорость «ракеты» на взлёте не может больше чем в 3 раза превосходить скорость, набранную системой за счёт падения с начальной высоты.
Если вы ставите опыт с баскетбольным и теннисным мячами, то расчётная скорость теннисного мяча после соударения возрастает примерно в 2,5 раза. Если мячи отпускать с высоты метра, то теннисный подлетит больше чем на 7 метров! В современной реализации масса ракеты-трубочки совсем маленькая по сравнению с шариком, и ракета эффектно взмывает довольно высоко.