Corner reflector

Everyone knows that there is no light emitter in the cat's eyes attached to the bicycle wheels. However, a driver passing by the cyclist sees the cat's eye very well when it's in the light of his car. Have you ever thought that late pedestrians may not see the light of the reflector? It may seem amazing, but the cat's eye properties are based on simple geometric facts.

As we know from geometric optics, a ray reflects according to the law "the angle of reflection equals the angle of incidence".

Consider the plane case: two mirrors at right angles. A ray in this plane falling on one of the mirrors, after reflecting from the second returns in the same direction it came from. Check it computing the angles or analyzing the direction vector of the ray.

To get a similar effect in our ordinary three-dimensional space we need to place the mirrors in pairwise orthogonal planes. Take a corner of a cube with a border forming a regular triangle.

A ray falling on such a mirror system after reflecting from all the planes returns parallel to the incoming ray in the opposite direction. Check it!

This simple geometric device with its properties is called a corner reflector. To use it one makes a battery of such corners increasing the area of reflection. The simplest mathematical ideas are used: we can tile a plane with triangles, so the corner reflectors are easy to attach to each other.

This is how a bicycle or a car cat's eye work. However, this geometric considerations are used in much more technical devices.

When one started to build Lunohod, no one knew what was the surface of the Earth satellite like. Was it hard or there was so much dust that the landed apparatus would have to float in it. There were long debates that finished with a note of Sergei Pavlovich Korolev (1907-1966): "One should expect quite a hard soil, kind of pumice. [...] Korolev". That is how great scientists were not afraid to solve difficult problems and take all the responsibility.

On November 17, 1970 a station, called in the message of the main information agency, Telegraph Agency of the Soviet Union (TASS), "Luna-17", landed near the Sea of Rains on the Moon. A soviet apparatus first rut. It was driven from the Earth and one could see a small plot in front of the apparatus. Intended to work during three months, the apparatus worked three times longer: 11 full lunar days. The last communication session with the first lunar rover happened on September 14, 1971. During this period Lunohod-1 passed 100 km 540 m making a circle and returning to its original point.

Surprisingly, Lunohod was equipped corner reflectors! First of all, they allowed every country check the presence of a soviet apparatus on the Moon. And what is more important, such a simple geometric device helped science to measure the distance to the Earth. Scientists from all countries used corner reflectors of Lunohod-1 even in the XXI century.

This is how simple geometric considerations help people starting from everyday questions of safety to studying the Universe.

See also in section ”Other interesting subjects”15

Уголковый отражатель

Все пре­красно знают, что в ката­фо­тах, крепящихся на вело­сипед­ные колёса, нет источ­ни­ков света. Однако шофёр, про­езжающий мимо вело­сипе­ди­ста, видит ката­фот очень хорошо в момент, когда он попа­дает в свет фар его машины. Задумы­ва­лись ли вы, что в этот же момент запоз­да­лые про­хожие могут не видеть отсвета от отража­теля? Как ни уди­ви­тельно, свойства ката­фота осно­ваны на про­стейших геомет­ри­че­ских фак­тах.

Как известно из геомет­ри­че­ской оптики, отраже­ние луча от зер­каль­ной поверх­но­сти про­ис­хо­дит по закону «угол паде­ния равен углу отраже­ния».

Рас­смот­рим плос­кий слу­чай — два зер­кала, обра­зующих угол в 90°. Луч, идущий в плос­ко­сти и попа­дающий на одно из зер­кал, после отраже­ния от вто­рого зер­кала уйдёт ровно в том же направ­ле­нии, откуда при­шёл. Про­верьте это, либо посчи­тав углы, либо про­ана­ли­зи­ро­вав отраже­ние луча.

Для полу­че­ния подоб­ного эффекта в нашем обыч­ном трёхмер­ном про­стран­стве необ­хо­димо рас­по­ложить три зер­кала во вза­имно перпен­ди­ку­ляр­ных плос­ко­стях. Возьмём уго­лок куба с краем в виде пра­виль­ного тре­уголь­ника.

Луч, попавший на такую систему зер­кал, после отраже­ния от трёх плос­ко­стей уйдёт парал­лельно при­шед­шему лучу в обрат­ном направ­ле­нии. Про­верьте это!

Именно это про­стое геомет­ри­че­ское устройство с его свойствами и назы­ва­ется угол­ко­вым отража­те­лем. Для при­ме­не­ния в тех­нике делают бата­рею таких уго­лоч­ков, уве­ли­чи­вая площадь отраже­ния. Про­стейшие матема­ти­че­ские сооб­раже­ния помогают и на этом этапе — плос­кость может быть замощена тре­уголь­ни­ками, а зна­чит, и угол­ко­вые отража­тели удобно при­став­лять друг к другу.

Именно так и устроен вело­сипед­ный или автомо­биль­ный ката­фот. Однако эти геомет­ри­че­ские сооб­раже­ния исполь­зуются и в гораздо более тех­но­логич­ных устройствах.

Когда начали кон­стру­и­ро­вать луно­ход, никто не знал, какова поверх­ность зем­ного спут­ника. То ли она твёр­дая, то ли там очень много пыли, и при­зем­лившийся аппа­рат должен в ней пла­вать. Шли долгие дебаты, в кото­рых точ­кой стала  записка Сергея Пав­ло­вича Коро­лёва (1907—1966): «Сле­дует рас­счи­ты­вать на доста­точно твёр­дый грунт типа пемзы. [...] Коро­лёв». Вот так вели­кие учё­ные не боя­лись решать труд­нейшие вопросы и брать на себя всю ответ­ствен­ность.

17 ноября 1970 года в районе Моря дождей на Луну при­зем­ли­лась станция, назван­ная в сообще­нии глав­ного информаци­он­ного агент­ства нашей страны — Телеграф­ного агент­ства Совет­ского Союза (ТАСС) — «Луна-17». На поверх­ность Луны спу­стился совет­ский аппа­рат, оста­вивший первую колею на спут­нике Земли — «Луно­ход-1». Управ­лялся он води­те­лями с Земли, кото­рые через теле­камеры могли видеть небольшой уча­сток лун­ной поверх­но­сти перед аппа­ра­том. Рас­счи­тан­ный на работу в тече­ние трёх зем­ных месяцев, аппа­рат отра­бо­тал втрое больше — в тече­ние 11 лун­ных дней. Послед­ний сеанс связи с пер­вым луно­хо­дом состо­ялся 14 сен­тября 1971 года. За это время «Луно­ход-1» прошёл рас­сто­я­ние в 10 км 540 м, сде­лав кольцо и вер­нувшись в исход­ную точку.

Уди­ви­тельно, но на луно­ходе были уста­нов­лены угол­ко­вые отража­тели! Во-пер­вых, они давали возмож­ность любой стране про­ве­рить нали­чие совет­ского аппа­рата на Луне. А самое глав­ное, такое про­стейшее геомет­ри­че­ское устройство помогало науке изме­рять рас­сто­я­ние до спут­ника Земли. Учё­ные всех стран про­должают исполь­зо­вать угол­ко­вые отража­тели «Луно­хода-1» в XXI веке.

Вот так про­стейшие геомет­ри­че­ские сооб­раже­ния помогают людям, начи­ная от быто­вых вопро­сов без­опас­но­сти и закан­чи­вая позна­нием Все­лен­ной.

Лите­ра­тура

Алёш­кина Е. Ю. Лазер­ная локация Луны // Жур­нал «При­рода». 2002. № 9. Стр. 57—66.

Пере­движ­ная лабо­ра­то­рия на Луне «Луно­ход‐1». — Т. 2. — М.: Наука, 1978.

Смотри также

Угол­ко­вый отража­тель // Матема­ти­че­ская состав­ляющая / Ред.-сост. Н. Н. Андреев, С. П. Коно­ва­лов, Н. М. Паню­нин. — Вто­рое изда­ние, расши­рен­ное и допол­нен­ное. — М. : Матема­ти­че­ские этюды, 2019. — С. 44—45, 297.

 Угол­ко­вый отража­тель

Другие этюды раздела «Математика и техника»