Share…

Plane areas

The area of a square equals to the square of it's side length. It's easy to compute the area of a figure that is built of several squares. And what is the area of a figure bounded by an arbitrary curve?

Place a square grid upon the measuring figure.

Paint in yellow the squares that even partially intersect the figure. To see and compute the area they cover, arrange them into a rectangle. It's obvious that the area of the studied figure is less than the area of the yellow rectangle.

Next, paint in blue those squares that lie completely inside. Of course, there is less of them than the yellow ones. Put them together into a rectangle. The area of our figure is greater than the area of the blue rectangle.

Thus, whatever the area of our figure is, it's greater than the area of the blue rectangle and less than the area of the yellow one. But the bounds differ much and, for the moment, we can't imagine precisely the area we are computing.

To get more precise upper and lower bounds, consider a partially intersect the figure and in blue those that lie completely inside. The area of the figure is again greater than the area of the blue rectangle and less than the area of the yellow one. But as we took a more frequent net, we got more precise bounds.

Considering an event more frequent net, we get even more precise bounds of the area of our figure.

Continue to diminish cells of the grid so that the side length of the square tends to zero. If one abstracts away from reality, one can imagine just like in mathematics that we can take arbitrary small squares. Then, as we say, in the limit the blue and the yellow rectangles composed of halves of the blue and the yellow ones (we could have considered any of them).

The area of the figure we studied is by definition the area of the two-coloured rectangle.

There are some life situations when we need an approximate area of some figure. The estimate should not differ from the value more than some given value. To do that one should take such a regular net that the difference of the areas of the yellow and the blue rectangles doesn't exceed the doubled allowed error. Then one can take the half-sum of the areas of the rectangles as the estimate.

See also in section ”Other interesting subjects”15

 

Other projects by Mathematical Etudes

Support

Площади фигур

Площадь квад­рата равна  квад­рату длины его сто­роны. Легко посчи­тать площадь фигуры, раз­би­вающейся на несколько квад­ра­тов. А чему равна площадь фигуры, огра­ни­чен­ной  про­из­воль­ной кри­вой?

Наложим на изу­ча­емую фигуру  квад­рат­ную сетку.

Покра­сим в жёл­тый цвет квад­раты, кото­рые  хотя бы частично пере­се­каются с фигу­рой. Чтобы зри­тельно уви­деть и под­счи­тать площадь, занима­емую жёл­тыми квад­ра­тами,  сложим из них прямо­уголь­ник. Оче­видно, что вели­чина, кото­рую мы хотим назвать площа­дью изу­ча­емой фигуры, меньше площади этого жёл­того прямо­уголь­ника.

В синий цвет покра­сим те квад­раты, кото­рые  пол­но­стью лежат внутри нашей фигуры. Таких квад­ра­тов набра­лось, конечно, меньше, чем жёл­тых. Выложим и из них  прямо­уголь­ник. Площадь нашей фигуры больше площади этого синего прямо­уголь­ника.

Итак, то, что мы хотим назвать площа­дью изу­ча­емой фигуры, больше площади синего прямо­уголь­ника и меньше площади жёл­того. Но площади этих двух прямо­уголь­ни­ков сильно раз­ли­чаются, и пока мы плохо пред­став­ляем, какова же иско­мая площадь.

Для того чтобы полу­чить более точ­ные ниж­нюю и верх­нюю гра­ницы искомой вели­чины, рас­смот­рим сеточку из  более маленьких квад­ра­тов. Повто­рим преды­дущие действия. В жёл­тый покра­сим те квад­раты, кото­рые  хотя бы частью пере­се­каются с фигу­рой. В синий — те, кото­рые пол­но­стью лежат внутри фигуры. Снова площадь фигуры больше площади синего прямо­уголь­ника и меньше площади жёл­того. Но в этот раз, взяв более мел­кую сетку, мы полу­чили  более точ­ные гра­ницы.

Рас­смат­ри­вая ещё более мел­кую сетку, мы полу­чим  еще более точ­ные верх­нюю и ниж­нюю гра­ницы площади изу­ча­емой фигуры.

Будем про­должать уменьшать ячейки сетки, делая их всё мельче и мельче так, чтобы сто­рона квад­ра­ти­ков, из кото­рых она состав­лена, стреми­лась к нулю. Абстраги­ро­вавшись от реаль­но­сти, в матема­ти­че­ской модели счи­та­ется, что делать квад­ра­тики можно сколь угодно маленького размера. Тогда, как гово­рят, в пре­деле, жёл­тый и синий много­уголь­ники  окажутся рав­ными. Рас­смот­рим прямо­уголь­ник,  состав­лен­ный из поло­ви­нок синего и жел­того прямо­уголь­ни­ков (можно было рас­смот­реть и любой из них).

Площа­дью изу­ча­емой фигуры по  опре­де­ле­нию назы­ва­ется площадь двуцвет­ного прямо­уголь­ника.

В жизни бывают слу­чаи, когда необ­хо­димо при­ближённо опре­де­лить площадь фигуры. При этом посчи­тан­ная площадь должна отли­чаться от насто­ящей не больше чем на неко­то­рую задан­ную вели­чину. Для реше­ния этой задачи необ­хо­димо взять сетку из таких квад­ра­ти­ков, чтобы раз­ница между площа­дями жёл­того и синего прямо­уголь­ни­ков не пре­вос­хо­дила удво­ен­ной задан­ной вели­чины погреш­но­сти. Тогда за площадь изу­ча­емой фигуры нужно взять число, рав­ное сумме площа­дей жёл­того и синего прямо­уголь­ни­ков, поде­лён­ной попо­лам.

Другие этюды раздела «Площади и объёмы»